издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Восточный вектор

Чтобы рационально использовать природные богатства, региону нужно думать «на шаг вперёд»

Вектор освоения недр неуклонно поворачивает на восток, поэтому региону нужно сосредоточиться, чтобы в очередной раз не упустить свой шанс. Примерно так можно оценить ситуацию в геологической отрасли Приангарья. Накануне Дня геологов, который традиционно празднуется в первое воскресенье апреля, министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук рассказал о планах по созданию транспортно-логистического хаба, формированию горно-металлургического кластера для комплексного развития минерально-сырьевых ресурсов и проблемах с выдачей лицензий на добычу гравия и глины.

Ситуация в геологической отрасли региона достаточно стабильна с точки зрения добычи. Однако при наличии богатейшей минерально-сырьевой базы процент ввода месторождений в хозяйственную эксплуатацию остаётся чрезвычайно низким. Исключение составляют разве что золоторудные и угольные месторождения. Вопрос освоения многих природных кладовых связан с неразвитой транспортной и энергетической инфраструктурой, отсутствием проектно-сметной документации комплексного освоения и другими факторами, в том числе политическими.

– Геологическая наука уже сделала свою часть работы и даже несколько превысила полномочия, – говорит Олег Кравчук. – У нас есть полный анализ минерально-сырьевой базы по видам сырья, по возможностям комплексного использования. Теперь вектор освоения недр неуклонно поворачивается в сторону Восточной Сибири, и нам нужно думать «на шаг вперёд», чтобы рационально использовать природные богатства. 

Думая «на шаг вперёд», правительство решилось на создание целого горно-металлургического кластера и межрегионального транспортно-логистического хаба. Делается это прежде всего для комплексного освоения Непского месторождения калийных солей, которое является одним из крупнейших в мире, месторождений железной руды Ангаро-Катской провинции (Нерюндинское, Капаевское и Поливковское), а также месторождений угля и общераспространённых полезных ископаемых. 

В январе нынешнего года прошло первое заседание рабочей группы, где было принято решение до конца апреля направить обращения в ОАО «Росгеология», ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых» в Казани, а также в ОАО «Институт по проектированию горнорудных предприятий Гипроруда» для подготовки технико-экономического обоснования освоения и разработки наших месторождений. Правительство региона совместно с ВСЖД и ЗАО «Восточно-Сибирские транспортные проектировщики» намерено рассмотреть вопрос по финансированию разработки проектно-сметной документации по строительству железной дороги вдоль трассы Усть-Кут – Нерюнгри – Непа. 

– На уровне намерений интерес к Непскому месторождению проявляют китайские и индийские инвесторы, потому что эти страны являются самыми крупными потребителями калийных солей, – отмечает Олег Кравчук. – Есть заинтересованность со стороны Внешэкономбанка. Мешает отсутствие проектно-сметной документации комплексного освоения месторождений. Риски очень велики, только на освоение Непы требуется, по предварительным оценкам, порядка 50 миллиардов долларов. 

Уже в ближайшее время станет ясно, в какой форме регион сможет участвовать в освоении месторождения. Министр не стал отрицать, что правительству Иркутской области было бы очень интересно сохранить за регионом возможность контролировать процесс и как минимум иметь право голоса. Скорее всего, инструментом для этого станет структура, которая только формируется под рабочим названием «Корпорация развития Приангарья». 

О планах по её созданию губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко рассказал ещё в начале февраля. Кроме Иркутской области туда должны войти банки, в частности Внешэкономбанк, и хозяйствующие субъекты.

Однако это всё стратегические планы, которые призваны обеспечить региону счастливое и сытое будущее. Между тем в настоящем, как ни странно, тревогу вызывает добыча общераспространённых полезных ископаемых. В прошлом году федеральный центр усложнил процедуру выдачи лицензий на добычу общераспространённых полезных ископаемых, к которым относятся песок, гравий, глина, строительный камень и так далее. В июне Министерством природных ресурсов был издан новый приказ, который предписывает дважды согласовывать с федеральными структурами выделение участков под добычу глины и гравия. Первая проверка устанавливает, не попадают ли заявленные участки на территорию особо охраняемых природных зон федерального значения. Раньше на этом процедура заканчивалась, теперь требуется ещё установить, не попадает ли участок на территорию, уже залицензированную под разведку или добычу других видов полезных ископаемых. 

– Парадокс в том, что у нас больше двух третей территории области уже залицензировано под добычу углеводородного сырья, то есть нефти, – говорит Олег Кравчук. – В зоны месторождений попадают и населённые пункты, и леса и поля, и участки добычи общераспространённых полезных ископаемых. Раньше ничего страшного в этом не было, достаточно было предупредить владельца лицензии и спокойно заниматься своим делом. Теперь всё иначе, и попадание участка на территорию действия лицензии формально является причиной для отказа в выдаче лицензии. 

Поисковые признаки, указывающие на возможное наличие углеводородов в регионе, есть практически везде

В федеральный центр отправлен список, в котором значатся 103 участка, предназначенные для добычи общераспространённых полезных ископаемых. По некоторым из них ответа люди ждут с августа прошлого года, но воз и ныне там. Регион планировал выдать примерно 40 лицензий в 2012 году, фактически выдал лишь 17. В списке «подвисших» значатся участки, разработка которых крайне необходима для сырьевого обеспечения дорожного строительства. Сезон дорожных работ вот-вот начнётся, а отсыпать дороги попросту нечем.

– В ближайшее время губернатор Иркутской области будет поднимать эту проблему на более высоком уровне, – отмечает Олег Кравчук. – Примерно в таком же положении оказались и соседние регионы, поэтому можно предполагать, что наш голос не останется единственным. 

В министерстве опасаются только, что в один прекрасный день накопленные заявки будут согласованы разом, и тогда региону, в свою очередь, придётся их рассматривать в авральном режиме и точно так же проводить аукционы. Тут уж как минимум повышается риск появления технических ошибок. Между тем лицензирование – тот вид деятельности, который требует точности формулировок, ведь неправильное толкование любой нормы в будущем может выйти боком. 

– Трудно сказать, чем вызвана необходимость вторичного согласования участков, границы которых заходят на месторождения углеводородов, – говорит Олег Кравчук и смотрит на карту Иркутской области, лежащую у него на столе. Большая часть территории на ней раскрашена светло-жёлтым цветом. – Всё это участки, залицензированные под добычу углеводородов. Кстати, не факт, что везде будет найдена нефть или газ, но шансы есть. 

Поисковые признаки, указывающие на возможное наличие углеводородов в регионе, есть практически везде. В Братском районе, например, невозможно выделить участок, ещё не залицензированный под добычу нефти. Даже при проведении земляных работ в районе будущих Московских ворот в Иркутске строители обнаружили в одном месте скопление около трёх литров нефти. Отдали её на экспертизу – оказалось, настоящая сырая нефть без всяких признаков переработки. У некоторых опор нового моста и сейчас регистрируется постоянный выход газа и нефтяной плёнки. Больше того, на территории нынешнего рынка строительных материалов в районе посёлка Энергетиков в 1977 году была пробурена скважина, которая показала наличие нефтяной линзы и устойчивый дебет газа. Правда, тогда посчитали, что это локальный выход нефти и газа. Но некоторые учёные утверждают, что это вовсе не так и выход на данных глубинах может оказаться оторочкой большого месторождения.

– Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить с профессиональным праздником всех геологов.  Особые слова благодарности — ветеранам геологической службы. Не могу не отметить таких  выдающихся специалистов как Марк Миронович Мандельбаум, Владимир Феофанович Дубинин, Михаил Иванович Кузьмин, Евгений Викторович Пиннекер, Михаил Михайлович Одинцов, Феликс Артемьевич Летников, Борис Леонидович Рыбалков, Николай Алексеевич Логачёв. Хочу поздравить всех, кто сегодня работает в геологии и пожелать им удачных находок.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры