Успехи есть. Но денег нет...
Руководители Законодательного собрания попытались проанализировать итоги прошедшей сессии Законодательного собрания.
В истории области исполнительная власть трижды пыталась
заблокировать решение законодателей, причем это уже второй случай
преодоления вето. В первый раз депутаты пренебрегли губернаторским
вето, когда тогдашний глава администрации Юрий Ножиков попытался отклонить принятые
депутатами поправки к Уставу области.
Сейчас, по сценарию Шишкина, события должны развиваться
следующим образом: в течение пяти дней губернатор должен подписать
новый закон. Если подпись первого лица под этим законом так и не
появится, то он будет опубликован и вступит в силу по факту
опубликования. «У меня есть четкое представление о том, как мы должны
действовать в случае, если последует протест прокуратуры, — заявил
спикер Сергей Шишкин, — и работникам аппарата уже поставлена задача
подготовить аргументированный отзыв на этот протест».
Шишкин заявил, что депутаты внимательно следят за ситуацией,
развивающейся вокруг невыплаты заработной платы учителям и другим
работникам бюджетной сферы. Спикер скептически отнесся к обещанию
подключить к расследованию фактов задержки заработной платы
прокуратуру, которое прозвучало на встрече президента Путина с
министром образования. «Уголовные дела нам денег не добавят, —
пошутил Шишкин, — а проблема заключается как раз в том, что нам
просто не хватает денег». По мнению Шишкина, на осенних сессиях
Законодательного собрания много говорилось о том, что необходимо
формировать профицитный бюджет, с тем чтобы доходы и расходы были
сбалансированы. Тем не менее многие муниципальные образования все
же приняли бюджеты дефицитные, в которых расходы превышали
доходы. В результате областной бюджет, исполняющийся в очень
напряженном режиме, ничем не может помочь территориям, которые
изначально заложили в своих бюджетах дефицит средств.
Рыба гниет с головы, и федеральная власть признается, что у нее тоже нет
денег. Сергей Шишкин побывал на Совете Законодателей (есть такой
чудной орган при президенте РФ), где собственными ушами слышал, как
президент Путин заявил: «Мы подсчитали финансовую составляющую
всех принятых федеральных законов. Получилось 6,5 триллиона рублей.
У меня есть лишь 3,5 триллиона».
Отступая от личных впечатлений спикера, нельзя не вспомнить ту часть
выступления, которую Сергей Иванович почему-то приводить не стал. По
сообщениям информационных агентств, Путин, признав, что обещаний, которые
невозможно выполнить, российские чиновники сделали на три триллиона
рублей, потребовал, чтобы они «прекратили вранье и перестали
давать пустые обещания населению», и подчеркнул, что власть намерена
помочь этому процессу, разграничив полномочия центра и регионов и
проведя необходимые реформы. «Если бы мы захотели исполнить все,
что мы обязаны исполнить перед народом, все, что записано в законе…
Каков должен был бы быть бюджет Российской Федерации? Кто знает?
Знают только эксперты. Никто не знает конкретно. Потому что столько
понаписали за последние годы, что разобраться до сих пор не можем», —
заявил президент. «Надо разграничить полномочия и прекратить
обманывать население», — резюмировал Путин.
Тем не менее не очень понятно, почему ситуация с выплатой заработной
платы учителям обострилась столь внезапно. Еще осенью депутатам
казалось, что все находится более или менее под контролем. В
ближайшее время заместитель председателя Геннадий Истомин и
председатель бюджетного комитета Юрий Рожков проведут тщательный
анализ финансовой ситуации и доложат депутатам о своих выводах.
Представитель Законодательного собрания в Совете Федерации Валентин
Межевич пообещал, что в результате совместных усилий сенаторов и
депутатов Государственной Думы администрации области удастся
провести реструктуризацию долгов. Речь идет о возврате тех бюджетных
ссуд, которые пришлось в аварийном порядке брать из фонда финансовой
поддержки регионов в 2002 году. Если переговоры с Минфином
закончатся успешно, то начало выплат по этим долгам удастся отнести на
2004 год с рассрочкой от 3 до 10 лет.
Еще один положительный итог работы собрания — это то, что
законодатели стали чаще приглашать на «депутатский час»
представителей федеральных структур. Почему федеральных? Последние
новации в области государственного управления искусственно отдалили
федеральные ведомства от местной власти, вот и пытаются
парламентарии навести мосты через пропасть между Москвой и
Иркутском. На парламентском часе уже побывали начальник УВД
Александр Россов, прокурор области Анатолий Мерзляков, а следующим
кандидатом «на ковер» будет руководитель налоговой службы Владимир
Васьков. Но силовиками депутатский корпус ограничиваться не
намерен, и на депутатские слушания обязательно будут приглашены
заместители губернатора.