Автовладельцы под колпаком у криминала
По данным милицейской статистики, с начала этого года
в Приангарье было зарегистрировано около 300 случаев
хищений автотранспорта. По сравнению с аналогичным периодом
прошлого года их число возросло на пять процентов. «Автомобильный
промысел», очевидно, в России становится одним из самых
популярных и доходных видов преступного бизнеса. В Иркутской
области еще с начала 90-х годов существует криминальная
сеть, в которую «вплелись» лидеры уголовной среды, осуществляющие
возврат похищенных автомобилей хозяевам за деньги. Специализируются
они, как правило, на вымогательствах, угонах и разбойных
нападениях на водителей дорогостоящих иномарок. Таких
организованных преступных групп в одном только областном
центре насчитывается порядка десяти.
Если взять данные по области за последние полгода, то
список наиболее популярных среди угонщиков марок выглядит так. На «почетном»
первом месте стоят автомобили концерна «Тойота» 1993-1998
годов выпуска, на втором — внедорожники «Land Cruser», «Pajero»,
на третьем — свежие легковушки ВАЗа. Дальше какие-то
закономерности проследить трудно — понемногу угоняются
практически все марки, даже «Запорожцы» умудряются воровать
на запчасти.
Правоохранительным органам сегодня в непростых условиях
приходится сдерживать нарастающий вал преступлений этого
вида. Внедряются новые методы борьбы. Работа экипажей
батальона дорожно-патрульной службы областного центра
по итогам прошлого года признана одной из лучших в России
— задерживать автоугонщиков по горячим следам иркутским
стражам порядка удается гораздо чаще, чем их коллегам
из других регионов. Однако существующие пробелы в законах,
в том числе в новом УПК, вступившем в силу в июле прошлого
года, позволяют автоворам избегать ответственности.
Как показывает практика, во время угона злоумышленники
ничем особо не рискуют. Даже если они разобьют угнанную автомашину
об первый попавшийся на пути бетонный столб, то могут
смело заявить, что просто хотели успеть на премьеру фильма
и собирались сразу после его просмотра вернуть транспорт
владельцу с глубокими извинениями и ценными подарками.
И наказание им грозит не намного страшнее, чем штраф
за проезд на красный сигнал светофора.
В минувшем году по фактам краж и угонов автомобилей было направлено
в суд 77 уголовных дел, по 58 из них вынесены достаточно
мягкие приговоры. Многие угонщики, уверившись в безнаказанности,
пускаются во все тяжкие, вновь очутившись на свободе.
Одна из таких организованных преступных групп, члены
которой на протяжении двух лет занимались кражами, перепродажей
и возвратом за вознаграждение престижных иномарок, была
обезврежена в конце прошлого года сыщиками УБОП и отдела
по розыску транспорта. В момент задержания воры уже
ставили в отстойник очередную похищенную автомашину «Тойота
RAV-4». При обыске в салоне джипа были обнаружены приспособления
для взлома автозамков и сигнализаций. Там также
найдено электросканирующее устройство с приемником и
кольцевой антенной, предназначенное для считывания кода
звукового сигнала, который затем вводился в микросхему
универсального брелока с переключением кодировок. Стоимость
изъятого оборудования колеблется в пределах 10 тысяч долларов.
Несколько микросхем с уже расшифрованным кодом были аккуратно
завернуты в листок, на котором значились госномера машин
потенциальных жертв, а также данные еще на 70 автомобилей,
намеченных к угону в ближайшее время. Несмотря на то,
что по факту в соответствии с частью 3 статьи 158 УК
РФ следственным отделом Октябрьского РОВД возбуждено
уголовное дело, преступников пришлось отпустить, так
как судом для них была избрана мера пресечения — денежный
залог.
Аналогичная практика складывается и при расследовании
куда более серьезных преступлений: дорожных разбоев
с применением холодного и огнестрельного оружия. Так,
в январе этого года в одном из районов Иркутска сыщиками
задержана группа лиц, совершавших вооруженные нападения
на водителей такси. При обыске у разбойников изъяты
три похищенных автомашины и два самодельных пистолета,
приспособленные под стрельбу 9-мм боевыми патронами.
Сотрудники уголовного розыска, занимающиеся раскрытием
этого преступления, не исключают вероятности того, что
уже в ближайшее время и эти злодеи могут оказаться на
свободе.
Правоохранительные органы не скрывают свои эмоции
по поводу подобного «гуманизма». Получается, что напряженная
и кропотливая работа нескольких милицейских служб по
сдерживанию криминогенной обстановки практически сводится
на нет.
Кроме этого, на местах существует и проблема финансирования.
Для проведения ряда специальных оперативных мероприятий
подразделениям по розыску транспорта на закупку дорогостоящей
автотехники, аудио- и видеоаппаратуры из федерального бюджета
вообще не выделяется ни копейки. Такая статья расходов
в МВД просто не предусмотрена. Поэтому в сложившейся
ситуации сотрудникам милиции приходится просто приспосабливаться,
работая не на конечный результат, а на одни лишь показатели
для родного ведомства. Вот парадокс: чем больше мы стремимся
к «цивилизованному» обществу, тем хуже законопослушным
гражданам. На взгляд людей в погонах, если подобная
практика не прекратится, то контролировать ситуацию
с каждым годом будет все труднее и труднее.
А передвигаться по дорогам Приангарья на собственном
автомобиле станет просто небезопасно.