издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"На железке" все спокойно

  • Автор: Интервью подготовлено пресс-службой ВС УВДТ

В феврале отмечается профессиональный праздник -- День транспортной милиции. Предлагаем вниманию читателей интервью с начальником Восточно-Сибирского УВД на транспорте, полковником милиции Олегом АНДРЕЕВЫМ.

— Известно, что история этого милицейского
подразделения связана с началом строительства
железных дорог в России. Так было и с
Восточно-Сибирским УВД на транспорте, которое вы
сейчас возглавляете?

— Конечно. С началом строительства Великого
Сибирского пути огромные материальные ценности и
людские ресурсы потянулись на бескрайние просторы
Сибири. Строительство сопровождалось коррупцией,
казнокрадством, повышением криминальной активности
рабочих. Естественно, возникла проблема обеспечения
общественного порядка. Поскольку железные дороги
проходили по территории различных губерний, нередко
далеко от населенных пунктов, общая полиция не могла
выполнять эту задачу. Поэтому по решению императора
Николая II был создан специальный корпус
жандармов.

10 ноября 1917 новой властью «для охраны
революционного общественного порядка» была создана
рабочая милиция. Декрет «Об организации
железнодорожной милиции и железнодорожной охраны»
принят позже: 18 февраля 1919 года.

В конце 60-х годов стали известны случаи воздушного
бандитизма — нападений вооруженных преступников на
пассажиров и экипаж с целью захватов самолетов. 3
ноября 1970 г. созданы подразделения в аэропортах,
которые вошли в единую систему органов транспортной
милиции.

— А как сегодня охраняется безопасность пассажиров?

— Забота о ней — наша главная задача. За прошлый
год количество заявлений в транспортную милицию увеличилось на
21,4%. Но, несмотря на возросший объем работы, улучшилось
раскрытие преступлений, в том числе тяжких и особо
тяжких. Все, кто совершил убийства, изнасилования и
разбойные нападения, установлены и наказаны.

Сегодня серьезную угрозу национальной безопасности
представляет распространение наркомании.
Наркокурьеры, совершенствуя способы транспортировки
зелья, активно используют железную дорогу. Поэтому
перекрытие каналов поступления наркотиков в регион
мы считаем одной из ключевых задач. В прошлом году
по сравнению с 2001-м вдвое больше пресечено фактов
незаконной транспортировки наркотических средств.
При этом изъято свыше 74 кг наркотиков, а в нынешнем
январе — уже более трех кг, в том числе около
килограмма героина. На треть больше выявлено
преступлений в сфере экономики.

Стабилизировалась обстановка на вокзалах и
платформах, меньше совершено преступлений в
пригородных и пассажирских поездах. Девять лет назад
было принято решение о создании на
Восточно-Сибирской магистрали специального
подразделения по сопровождению пассажирских поездов,
содержание которого взяла на себя железная дорога.
Сегодня такие подразделения круглосуточно несут
службу. В общей сложности за год они обслуживают
более шести тысяч поездов дальнего, местного,
международного сообщения. В прошедшем году в
сопровождаемых составах пресечено более восьми тысяч
правонарушений.

— В последнее время мир потряс ряд кровавых
терактов, унесших жизни сотен невинных людей.
Транспорт, как известно, является источником
повышенной опасности и наиболее уязвим для совершения
терактов. Есть ли гарантия безопасности пассажиров?

— Более двух столетий назад известный английский
общественный деятель и писатель Эдмунд Берк назвал
террористов «псами ада». Латинское слово
«террор» означает «страх, ужас».

Подобное работники транспорта и милиции испытали на
себе при крушении почтово-багажного поезда в июне
2001 года. Для нас тогда угроза совершения терактов
приобрела реальные черты. За прошедший год
зарегистрировано 13 анонимных, оказавшихся ложными,
сообщений об актах терроризма, поступил 51 сигнал об
обнаружении подозрительных предметов. По всем
сообщениям на места происшествия направлялись
следственно-оперативные группы (в том числе
специально оборудованный для разминирования
автомобиль ОМОН). В результате на объектах транспортного
комплекса не допущено ни одного
террористического акта.

В прошлом году с участием сотрудников центрального
аппарата МВД России проведены крупномасштабные
командно-штабные учения по действиям при
возникновении террористической угрозы, в которых
были задействованы и работники транспорта. Эти учения
изменили психологию руководителей, их отношение к
проблеме.

Это подтвердил во время визита в Иркутскую область и
полномочный представитель Президента России в
Сибирском федеральном округе Л.В. Драчевский,
положительно оценивший наше взаимодействие
с дорогой при обеспечении безопасности пассажиров и
транспорта.

— В отличие от других подразделений МВД ваше
ведомство обеспечивает охрану общественного порядка
на территории трех субъектов Российской Федерации.
Это четыре тысячи километров дорог и 40 тысяч
километров воздушных линий. На такой огромной
территории транспортной милицией, насколько я знаю,
изымаются тысячи безнадзорных детей — ведь
бездомные ребятишки тянутся к поездам и вокзалам.

— Вы правы, проблема действительно актуальна. Число
подростков, доставленных с объектов железнодорожного
транспорта, в 2002 году ощутимо увеличилось и
достигло восемнадцати с половиной тысяч, среди них
около пяти тысяч безнадзорных. Своевременное
выявление такой категории несовершеннолетних
способствовало снижению детской преступности на 14,6%.
Но функция милиции в решении проблемы
беспризорников ограничена. Все, что мы можем
сделать, — это «изъять», извините за канцеляризм,
беспризорников с вокзалов и передать их в приюты.
Дальше — задача социальных работников сделать так,
чтобы дети не вернулись на улицы.

— Что нового ожидается в работе транспортной милиции?

— В конце прошлого года Государственной Думой был
принят пакет законопроектов, определяющих содержание
и правовую базу реформ железнодорожного транспорта.
Нашим УВД уже создаются комплексные комиссии и
рабочие группы для организационного обеспечения
процессов, связанных с реструктуризацией. Второе.
Принято решение о передаче объектов водного бассейна
Иркутской области и Республики Бурятия в оперативное
обслуживание органов внутренних дел на транспорте,
то есть будет создана водная милиция. В течение трех
месяцев нам необходимо завершить организационную
процедуру с участием представителей МВД России.

Среди ключевых задач, поставленных Президентом
России перед органами внутренних дел, — контроль
над миграционными процессами, пресечение нелегальной
миграции. Это новый и очень важный участок работы.
Ежегодно в Иркутской области регистрируется около 27
тысяч иностранных граждан. Это только официально. На
самом деле их приезжает больше.
Четыре раза в неделю по ВСЖД проходят международные
поезда. Пассажирооборот в них составляет 100 тысяч в
год.

И последнее. Впервые на базе нашего управления по
решению МВД России в июле этого года будет проведено
совещание руководителей транспортной милиции России.
Для нас это большая честь и огромная ответственность.

— В последнее время много говорят о реформировании
МВД. Не будет ли в связи с этим упразднена
транспортная милиция?

— Однозначно нет. Вся история подтверждает
необходимость такой структуры в системе
министерства. Об этом свидетельствует и приказ
министра внутренних дел, объявляющий новое
организационно-штатное построение системы МВД, в том
числе транспортной милиции.

Всякие сомнения на этот счет развеял также Президент
России в своем выступлении на расширенной коллегии
МВД. Как участник этого заседания, могу дословно
передать его позицию: «Никаких революций. Любые
действия по модернизации столь сложного и
ответственного ведомства, как МВД, должны быть
выверены многократно и работать только на повышение
его эффективности».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры