издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутский аэропорт: итоги и перспективы

!I1!

«После тяжелых потрясений, происшедших в результате постперестроечных
реформ в 90-е годы, авиация Восточной Сибири понесла значительный урон.
Практически распалась авиакомпания «Байкал», одна из самых мощных в стране.
Пережили процесс банкротства авиаторы Бурятии и Братска, в ОАО
«Читаавиа» введено внешнее управление. Но вновь начинает оживать авиация
нашего региона. Созданы новые акционерные общества «Ангара», «Даурия»,
«Бурятские авиалинии»: Отрадно, что на наши предприятия пришли люди,
любящие авиацию, способные и одаренные. Настоящие патриоты своего дела:
Благодаря генеральному директору А.И. Куликову и его коллективу «второе
дыхание» получил Иркутский аэропорт. Здесь заканчивается удлинение взлетно-
посадочной полосы на 400 метров. Идет плановое погашение долгов предприятия, наращивается
объем перевозок, во всех службах идет ремонт зданий, сооружений, обновляется
наземная техника, восстановлена и совершенствует свою работу медицинская
часть, повышается заработная плата работников. Практически, восстановлен
имидж предприятия.

В обозримом будущем нам предстоит совместными усилиями закончить
реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Иркутске, «продвинуть» проект
строительства новой полосы, создать мощную региональную компанию
«Иркутскавиа».

Выше выделены слова начальника Восточно-Сибирского межрегионального
территориального управления воздушного транспорта Юрия Журавлева,
произнесенные накануне 80-летнего юбилея Гражданской авиации России. А недавно
иркутские журналисты были приглашены на пресс-конференцию, организованную
руководством аэропорта. Открывая ее, генеральный директор предприятия Алексей
Куликов рассказал о том, что было сделано его коллективом за 2002 год,
изложил суть задач, которые стоят перед предприятием сегодня, что намечено на
перспективу.

В лучшие времена через Иркутский аэропорт ежегодно проходило более 1,5
млн. пассажиров. В 90-е годы крупнейшие авиапредприятия страны стали
распадаться на мелкие и, будучи формально самостоятельными, поодиночке теряли
свою былую мощь, материальную базу, профессионалов, разорялись, прекращали свое
существование или были на грани краха. В нашем регионе (как и во всей России)
резко сократился объем пассажирских и грузовых авиаперевозок. В том числе и на
местных авиалиниях. Сегодня отрасль начинает выходить из экономического штопора,
крутившего ее целое десятилетие. Об этом свидетельствуют цифры,
материализованные в конкретные дела. Практически в стране на порядок сократилось
число малых авиапредприятий, на собственном опыте осознавших, что один в поле не
воин. Они вновь объединяются, чтобы вернуть былую славу отечественной
гражданской авиации, своим фирмам. По данным за два последних года, на
российских авиалиниях вновь стало увеличиваться число авиапассажиров (ежегодно на
шесть процентов). Это данные по России.

Что же касается Иркутского аэропорта: Он работает с семьюдесятью авиакомпаниями
(основное направление — московское); открыты новые трассы — в Петропавловск-Камчатский
и Якутск; планируются полеты на Сеул, ведутся переговоры с Японией, и
есть надежда, что в ближайшее время они принесут положительные результаты. Без
малого на десять процентов (на четыре процента больше, чем по стране) выросли
объемы пассажирских перевозок в 2001 году. Настолько же прибавилось их
количество еще год спустя. По этому показателю (пассажирские перевозки) наши
земляки-авиаторы идут четырнадцатыми в России. Более 760 тысяч пассажиров
перевезли они только в прошлом году. Если учесть, что в стране 350 крупных
аэропортов (семьдесят из них — международного класса), согласитесь, это
весьма внушительный результат.

А.И. КУЛИКОВ: По пассажирским перевозкам — да. Что же касается грузовых
перевозок, в прошлом году мы осуществили их меньше, чем рассчитывали. Причина
здесь объективная: четыре месяца (после ряда авиакатастроф из-за перегруза
воздушных судов) не производились полеты в Китай. Все это время шла процедура
согласования сторон по выработке более жестких требований к загрузке самолетов.
Полеты были возобновлены только в декабре месяце.

Нужно сказать, что вопреки этим четырем потерянным месяцам Иркутский аэропорт
вышел на девятое место в стране по количеству перевозимых грузов. Четыре
невостребованных месяца — только часть потенциала, которым располагает
предприятие, рожденное в 1925 году. Именно тогда на его летное поле впервые
приземлились четыре крылатые машины, совершавшие международный рейс «Москва
— Иркутск -Пекин». К слову сказать, к этому времени будущий генеральный
конструктор Андрей Туполев заканчивал испытание своего АНТ-2, первого
цельнометаллического самолета, рассчитанного на трех пассажиров: Заканчивал, не
подозревая еще тогда, что всего через два десятилетия и один год на Иркутском
аэродроме (в рекордные сроки построившем для его приема бетонную полосу)
совершит посадку «Ту-104». Те, кому сегодня меньше тридцати, летают на более
совершенных лайнерах. И первую реактивную пассажирскую «тушку» они знают
только по фотоснимкам и кадрам хроники. А могли бы увидеть «во весь его
богатырский рост». Иркутяне, вы помните, когда в начале семидесятых на правом
берегу водохранилища зарождались новые микрорайоны — Солнечный, Карл-Маркс-
Штадт? Когда у дороги, ведущей от Байкальского тракта в аэропорт, навеки (в память о первом
прилете в город на Ангаре) был установлен этот крылатый красавец? Молодым
иркутянам не суждено видеть этого самолета. Его сожгли подонки, к
сожалению, рожденные в нашем городе. И сегодня едва ли их мучит совесть.

!I2!

Еще полтора десятилетия назад иркутские гостиницы до предела заполнялись
интуристами, подавляющее большинство которых доставлялось в наш областной центр
воздушными судами. Придет время, и вновь возрастет их поток. Кто-то приедет
посмотреть на Байкал, кто-то — вступить в деловые отношения с окрепшим сибирским
бизнесом. И первые впечатления о нашем городе, нашем регионе прибывшие получат
сразу же за стенами аэровокзала, выйдя на прилегающую к нему площадь. Ведь это для
них — «витрина» Приангарья, первое впечатление об областном центре и всей
области:

А.И. КУЛИКОВ: Мы намерены привести привокзальную площадь и прилегающий к
ней сквер в нормальное состояние. Вплоть до упорядочения парковки
автомобилей. Мэр подписал соответствующее постановление об отводе территории, и
сейчас идет процедура оформления. К сожалению, процесс этот идет слишком
медленно: А что касается самолета: Мы непременно его поставим. Какой,
спрашиваете вы? Это будут решать совет предприятия и совет ветеранов. Не
исключаю, что перед въездом в аэропорт будет установлен «Ан-2». Он вполне
заслужил такой чести.

У ветеранов аэропорта (их более 600 человек, и все они числятся в списке уважаемых
членов предприятия) в подобных вопросах — решающий голос. Не без их участия
решаются многие внепроизводственные задачи, стоящие перед коллективом. В том
числе и адресованные молодому поколению, которое должно знать биографию
аэропорта, помнить людей — достойных творцов этой биографии. Именно ветераны
взяли недавно под свою опеку музей предприятия, помещение под который
готовится к ремонту.

Но вернемся на взлетно-посадочную полосу, удлинение которой позволит принимать
самые тяжелые воздушные суда, совершающие регулярные рейсы. В минувшем
сентябре она уже принимала такие гиганты, как Ил-96 и Ил-86, что подтвердило
готовность аэропорта работать с такими машинами. Для своевременного завершения
первого этапа работ (удлинить полосу на 400 метров к нынешнему июлю) предприятию
необходимы конкретные средства. Но чтобы Госдума выделила необходимую сумму в
федеральном бюджете на нынешний год, потребовалось не только обосновать ее, но и
доказать, что аэропорт в состоянии освоить эти средства в обозначенные сроки, а
деньги, затраченные на строительство полосы, обернутся реальной отдачей.
Доказывать генеральному директору пришлось и в министерских кабинетах,
и на самой полосе, куда он
уговорил «завернуть» (с заседания второго Байкальского форума) министра транспорта
России Сергея Франка. Доказал, чему свидетельством соответствующая графа в
российском бюджете: «На завершение первой очереди реконструируемой взлетно-
посадочной полосы выделить Иркутскому аэропорту 54 миллиона рублей».

А.И. КУЛИКОВ: В двухтысячном году на реконструкцию полосы было выделено
всего 6 миллионов рублей. Через год — втрое меньше. В минувшем — сначала двадцать
миллионов, потом добавили еще пять. Выделенные же на этот год средства мы должны
освоить до 15 июля, то есть к этому сроку полностью закончить бетонные работы. А
ровно через месяц (когда бетон обретет прочность) сдадим полосу государственной
комиссии. Параллельно будем вести работы по замене светосигнального оборудования.
Это еще 20 миллионов рублей, выделенных из собственных средств предприятия.
Оборудование будет приобретено в Чехии. Критерии выбора партнера-поставщика,
выигравшего тендер, — качество, надежность, цена предлагаемого оборудования. Кстати,
этот партнер уже хорошо проявил себя в нашем регионе: несколько лет назад чешское
светосигнальное оборудование было смонтировано в аэропорту Братска.

— Алексей Иванович, какова судьба второй очереди реконструируемой полосы?

— Заявку на финансирование мы уже направили в Москву я только что вернулся оттуда: встречался
с министром транспорта С.О. Франком и с руководителем службы гражданской
авиации А.В. Нерадько; заручился их поддержкой. Ведем проектные работы и надеемся,
что в следующем году продолжим работу по удлинению полосы в сторону Байкала. И
если с финансированием не будет проблем, к 2005 году полностью закончим эту
работу. Чтобы сделать себе и жителям города подарок к 80-летию аэропорта. И тогда у
нас будет полоса длиною в 3500 метров, достаточная, чтобы принимать все типы
воздушных судов без ограничений. Причем отодвинется от города и взлетное
расстояние. Это наша ближайшая перспектива.

Мы рассматриваем возможности участия аэропорта в местных воздушных линиях;
оцениваем финансовое состояние аэропорта Мама, с тем, чтобы образовать там наш
филиал, взять на себя заботы по перевозкам пассажиров. Бодайбо, Мама, Киренск,
Ербогачен — это куст, который нужно поддержать. В Бодайбо введена процедура
банкротства. А ведь, как показала практика, никогда банкротство не принесло пользы.
Нам нужно сохранить этот аэропорт: Что же касается новой взлетно-посадочной
полосы, по ней мы уже получили все согласования, под которыми подписались 26
предприятий и организаций, включая Министерство транспорта. Участок нами
зарезервирован на три года; генеральный план города корректируется с учетом места
расположения полосы. Сегодня все необходимые документы, касающиеся
финансирования, находятся на рассмотрении в Европейском банке реконструкции и
развития. Уже сами проектные работы требуют значительных финансовых затрат.
Средства, которыми предприятие не располагает, могут быть выделены банком только
под гарантию правительства. Мы надеемся, что рассмотрение этого вопроса не
затянется. Обнадеживает возрастающее внимание государства к восточным регионам; в
частности, — это принятая правительством стратегия развития транспортной
инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Во всяком случае и мы, и
администрация области постоянно напоминаем в кабинетах столицы, что Иркутский
аэропорт — важное звено в решении экономических задач, определенных этой
стратегией.

На пресс-конференции вместе с генеральным директором были его заместитель
по социальным вопросам и кадрам Анатолий Припузов и директор по
реконструкции аэропорта Алексей Янтаревский. Им было задано множество
вопросов, касающихся не только итогов минувшего года и перспектив развития
предприятия. Журналисты просили назвать имена людей, внесших заметный
вклад в развитие аэропорта; кто из знаменитых пилотов получил здесь «большие
крылья», интересовались, насколько сохранило свою былую славу СМУ-11 ГА,
ставшее акционерным обществом «Сибавиастрой», и какую работу ведет его
коллектив в настоящее время; попросили «представить» и сам коллектив, чтобы
больше знать о работе людей, занятых более чем в сорока подразделениях
аэропорта. На все вопросы были получены исчерпывающие ответы. Что же
касается коллектива предприятия, в нем сегодня работают 1973 человека. Все они
профессионалы своего дела, в чем мы не раз убеждались, отправляясь в свое
воздушное путешествие. Наша благодарность им и пожелание, чтобы в
обозримом будущем число пассажиров, пользующихся услугами Иркутского
аэропорта, превзошло миллионную цифру.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры