С точки зрения сердца и совести
Свежие впечатления о новой премьере Иркутского ТЮЗа
Сколько существует человечество, столько спорит, как
правильно жить. Отсюда и тяжкие юдоли: революции, войны,
перевороты, социальные эксперименты — причины бесчисленных
жертв и страданий простых людей. Василий Макарович Шукшин
всегда мучился темой: возможно ли счастье человеческое
и как его найти? Надо справедливо отметить, что в произведениях
писателя на эти непростые вопросы мы находим ответы,
идущие не от головы, а от сердца. За что его и любим!
Так и в цикле повестей для театра «Странные люди»,
незаконченном, ставшем своеобразным завещанием, В. Шукшин
снова рассматривает эту животрепещущую тему,
надеясь, что мы его услышим.
Иркутский театр юного зрителя им. А. Вампилова не впервые
обращается к В. Шукшину (ранее была поставлена повесть
«До третьих петухов»). И вот сегодня новая премьера
на сцене ТЮЗа — спектакль «Точка зрения».
Режиссера-постановщика А. Ищенко можно вполне назвать
соавтором спектакля, так как повествовательный текст
произведения требует переложения на язык пьесы, самостоятельной
разбивки на действия, картины, мизансцены и т.д. Но
с актерами ТЮЗа можно смело решиться на многое… И
эта решительность не подвела! Спектакль получился веселым,
остроумным, с каскадом ярких комедийных находок (смех
в зале не умолкал), а главное — со сцены излучалась настоящая
человеческая доброта.
Сюжет повести «Точка зрения» на первый взгляд прост,
соотносится с народной традицией притчи-сказа. Встречаются
Оптимист и Пессимист и с помощью волшебника пытаются
разрешить спор и рассмотреть в разных вариациях житейское
событие — сватовство. И вдруг из обыденного
начинаются огромные сложности. Вот на сцене встреча
людей с пессимистичным настроем, циничных и «невоспитанных»,
и все заканчивается невероятным хамством
и даже уголовщиной. А вот противоположная ситуация: и
семья жениха оптимисты, и невестина родня люди «идейные
и культурные», дед даже книжку пишет, а результат, увы,
не лучше первого: все сватовство кончается дикой ссорой
по идейным расхождениям. У Пессимиста и Оптимиста ничего
хорошего не вышло. Пытается Волшебник сватовство по-человечески
устроить и не придумал ничего лучше, как свести «пессимистов»
и «оптимистов». Что тут началось… Вспомнить страшно!
Так открывает ли автор секреты человеческого счастья?
Да, но об этом чуть позже… Сначала об актерских работах.
Артисты исполняли свои роли превосходно, с огромным
удовольствием и с трепетным почтением к автору. В спектакле
задействованы и ветераны сцены, и находящиеся в расцвете
сил артисты среднего поколения, и самоутверждающаяся
молодежь.
Артист Р. Мухамедьяров в роли Оптимиста не только комичен,
но и тонкими штрихами сарказма передает разрушительную
основу людей, преклоняющихся перед идеей. Отвратительно
их верхоглядство и вероломное пренебрежение к человеческим
проблемам. Пессимист в исполнении артиста Н. Кулебякина
несколько схематичен, но его выразительный мефистофельский
смех вызывает живой отклик зрителя. Шукшин, уравновешивая
значимость этих персонажей, стремится разоблачить лозунговый
оптимизм и агрессивный пессимизм, как две стороны одной
медали, поклоняясь мишурному блеску которой, можно далеко
уйти по пути нелепой и крайне некрасивой жизни.
Наряду с чистеньким Оптимистом и черненьким Пессимистом
в спектакле действует осторожно и как бы ненавязчиво
некая серая личность в исполнении артиста И. Бялоуса.
Его герой приятен в обхождении, тихонько приглядывается,
что-то высчитывает и ждет своего часа. Лишь только кто-то
растеряется, этот приспособленец тут как тут: и
своей выгоды не упустит, сохранит приличную мину,
и на добром счету останется. Выдает этого проходимца
замаскированная ухмылка и слишком гладкая физиономия,
да слабый вскрик невесты: «Я всегда за тебя голосовала,
Толик!» Сразу узнается лицо «друга и слуги народа».
Искрометна работа заслуженных артистов России В. Елисеева,
Л. Стрижовой, Н. Ольковой, Н. Кабакова. О каждой роли
хотелось бы рассказать поподробнее, но лучше, как говорят,
увидеть, чем услышать. Мастера вложили столько блестящих
красок и изюминок в свои роли, они так виртуозны в предлагаемых
на сцене обстоятельствах, меняющихся с калейдоскопической
быстротой и непредсказуемостью: то комичных, а то и
вовсе трагически нелепых! Их герои узнаваемы, злободневны,
как будто только что вышли из зрительской среды.
А как великолепен неистощимый выдумщик В. Привалов в
роли колоритного Деда, пожинающего плоды своей несуразной
жизни.
В. Безродных в острохарактерной роли Отца жениха, словно
вышел из мира шукшинских мужичков с самостийной чудинкой,
нередко опасной для окружающих.
Порадовали молодые исполнители. Очаровательна даже в
глупости, задорна и лукава, светится полнокровной аппетитной
красотой Невеста в исполнении молодой актрисы Натальи
Маламуд. Андрей Корниенко внешне слишком героичен
для народного водевиля, и ему, наверное, нелегко в роли
Жениха сыграть все переливы от «пай-мальчика» до откровенно
тупого и упертого, самонадеянного хама, утверждающего
себя кулаками. Артист всеми силами уходит от красивости,
пытается преодолеть свою фактуру и подчеркнуть курьезный
характер своих персонажей.
Невозможно не отметить почти эпизодические роли артистов
Л. Попковой и М. Ройзена, которые, исполняя любопытствующих
соседей, за какие-то минуты появления на сцене так
ярки, что сорвали шквал оваций у зрителей.
Все бы хорошо, но, к сожалению, у спектакля есть и спорные
моменты. Диссонирует с живым, из самой народной гущи,
почерком писателя художественное оформление спектакля
в виде некоего громоздкого абажура (то ли лабораторной
колбы), символизирующего, видимо, экспериментальный
характер всего происходящего. В конце спектакля не случилось
и ожидаемого кульминационного накала. Если у Шукшина
все завершается сокровенным, щемящим душу обращением
-призывом от автора жить с точки зрения сердца и совести,
то в конце второго действия спектакль несколько затянулся,
утомил зрителя, и финал вышел с прохладцей, с налетом
морализаторства.
Авторы постановки назвали свой спектакль комедией, и
им это удалось, зрители смеялись много и от души. И
все же, смеясь, не грех и погрустить, даже со слезинкой
очищения. Ведь не мог же Василий Макарович Шукшин просто
пошутить и посмеяться, не сострадая своим героям и нам
всем…