Братский университет: выбор пути
Cложное и ответственное время переживает сейчас самый северный вуз Иркутской области - Братский государственный технический университет. Совсем скоро здесь пройдут выборы ректора. Речь, конечно, идет не просто об избрании должностного лица, пусть и наделенного существенными полномочиями, а о выборе коллективом стратегии развития вуза на предстоящие годы.
У Братского университета хорошая репутация и в области, и в
целом по стране — он известен и хорошим качеством подготовки
специалистов, и своими фундаментальными и прикладными
исследованиями, и спортивными успехами, и прочной материальной
базой, и социальной стабильностью. Но время ставит высшую
школу перед новыми вызовами, близится переход на планирование
контингента студентов по государственному заказу, новой
становится система отбора будущих студентов, решения
серьезнейших научных задач требует развивающаяся экономика
области.
Готов ли университет справиться с этими непростыми
задачами, какой путь развития наиболее эффективен —
об этом наш сегодняшний разговор с
доктором технических наук, заведующим кафедрой автомобильного
транспорта БрГТУ А.А. Енаевым, одним из тех, кого в коллективе
университета хотели бы видеть в качестве будущего руководителя.
— Александр Андреевич, расскажите,
давно ли вы в Братском университете,
что он значит для вас?
— Да, пожалуй, давно. Вышло так, что с университетом связана
практически вся моя жизнь. Я родился в селе Долоново
Братского района, после окончания Ключи-Булакской
средней школы поступил на тогда еще общетехнический факультет
Иркутского политехнического института в г. Братске. А после
окончания его в 1975 году и службы в армии пришел работать в
родной вуз. Мне повезло, это было как раз время создания и
становления нового института, у меня была возможность в этом
участвовать. Я работал заместителем директора Братского филиала
ИГПИ (его возглавлял профессор Николай Николаевич Яценко,
заложивший фундамент будущего самостоятельного вуза) в 1978 —
1980 годах, а в 1980 — 1983 годах исполнял обязанности проректора
по капитальному строительству строящегося Братского
индустриального института. Потом много работы было по
организации учебного процесса на механическом факультете, с 1992
года возглавил кафедру автомобильного транспорта, новые задачи —
подготовка высококвалифицированных специалистов для
автотомобильного
транспорта на механическом факультете, инженеров, руководство
научным направлением. Естественно, и общеуниверситетские
проблемы всегда оставались в поле зрения, как члену ученого
совета приходится участвовать в их решении.
— Как, с вашей точки зрения, следовало бы решать те
новые задачи, которые жизнь ставит перед университетом?
— В целом коллектив университета, которым с 1980 года
руководил профессор Олег Петрович Мартыненко, выбрал верный
вектор развития, жизнь подтвердила это. Однако вы правы, в стране
изменяется и политическая, и экономическая обстановка, и
университет не должен останавливаться в своем развитии.
На мой взгляд, главное сейчас — построение системы
управления качеством подготовки кадров в университете на всех
уровнях образовательного процесса. Именно системы. Она должна
включать в себя выполнение маркетинговых исследований по
уточнению спроса на специалистов, которых мы готовим,
разработку гибких образовательно-профессиональных программ,
позволяющих
чутко реагировать на запросы рынка образовательных услуг,
переработку часто уже устаревшего научно-методического
обеспечения учебного процесса.
Эта же система, безусловно, должна охватывать и подготовку
профессорско-преподавательских кадров высшей квалификации.
Братск еще только становится университетским городом,
рассчитывать на приглашение специалистов из других вузов,
научных организаций нам не приходится. Опора здесь должна быть,
прежде всего, на собственный научный потенциал, на
сотрудничество с другими вузами области и страны по подготовке и
переподготовке нашей профессуры.
В этом же контексте следует рассматривать и приоритетное
развитие существующих научных направлений, открытие и
разработку новых.
Серьезнейшая задача — развитие материально-технической
базы: замена устаревшего лабораторного оборудования,
строительство новых корпусов, строительство жилья. Эти задачи вуз
должен решать, привлекая инвестиции и со стороны
промышленности, и из бюджетов всех уровней, включая
федеральный.
Много остается вопросов и в социальной сфере, также
требующих безотлагательного решения. Например, стоимость
проезда студентов в университет и обратно в муниципальном
общественном транспорте за год уже стала сравнима с платой за
обучение на некоторых наших специальностях. Также требуется
развитие спортивной и рекреационной базы, тем более,
что наша
прекрасная сибирская природа вполне может способствовать этому.
— То есть «если бы директором был я»…
— Знаете, конечно, личность руководителя важна, но
личностью определяется не все. Да, многие коллеги, целые кафедры,
рекомендуют мне принять участие в выборах ректора, и я буду в них
участвовать. Однако все пути решения
проблем, о которых мы с вами говорим,
очень хорошо понимаются коллективом университета.
Независимо от того, кому коллектив окажет доверие на выборах,
эти задачи будут решаться, этого требует логика жизни.
— Спасибо, Александр Андреевич, успехов вам!