издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога строить и жить помогает...

  • Автор: Алексей БЕЛЬКОВ

Когда мы слышим слова "железная дорога", в памяти сразу возникают убегающие к горизонту рельсы, грохот проходящего поезда и запах смолы от разогретых солнцем шпал. На самом же деле это понятие включает в себя не только вагоны, пассажиров, вокзалы и людей, отвечающих в пути за нашу с вами безопасность. Это много подразделений и служб, составляющих единый и слаженный организм, имя которому - Восточно-Сибирская железная дорога.

!I1!

Одной из частей этой транспортной системы является строительный
комплекс ВСЖД, в который входят служба капитального строительства,
служба гражданских сооружений, дорожный строительный трест,
Иркутский
железнодорожный проектный институт, институт «Желдорпроект».
Руководит этим комплексом заместитель начальника дороги Сергей
Миронов. В его кабинете мы говорили о планах магистрали по
строительству
в Иркутской области на 2003 год.

Деньги должны работать

Как рассказал Сергей Георгиевич, разработаны программы по
развитию инфраструктуры дороги, ее социальной сферы. Программы, а
их
12, расписаны на текущий год, утверждены министерством и сейчас
находятся в стадии выполнения. Задача строителей состоит не только в
том,
чтобы освоить выделенные деньги, но и в том, чтобы заставить
вложенные
капиталы работать и приносить реальные плоды. Примером может
служить
работа на железнодорожном вокзале в городе Улан-Удэ. Большие
финансовые вложения были сделаны в удлинение станционного участка,
что
привело к разгрузке потока перевозок, сокращению времени
прохождения
составов по станции, а следовательно, к экономии затрат. В этом году
работа
по удлинению будет закончена, и уже есть первые положительные
результаты.

Сегодня ВСЖД проводит крупную реконструкцию станции Иркутск-
Сортировочный, где также проводится удлинение путей. Другая задача
стоит перед железнодорожниками на станции Тайшет. Необходимо будет
проложить новых 12 путей, так как Тайшет — это станция сетевого
техобслуживания, то есть пункт технического осмотра, который имеет
всероссийское значение. На подходе к такой станции состав
осматривается
приборами, и по их замерам выдается результат на пункт технического
осмотра (ПТО), где специалисты быстро устранят неполадки и дадут
гарантию безопасного движения. Теперь состав не будет осматриваться
на
каждой станции, как это было раньше, это сократит время пути. Он без
осмотра дойдет до следующего пункта техобслуживания — станции Улан-
Удэ.

Продолжается реконструкция локомотивного депо города
Нижнеудинска. Сложность состоит в том, что предприятие работает и
реконструкцию приходится проводить параллельно с производством. В
депо
со столетним стажем первый раз идет капитальная реконструкция.
Теперь
узкое темное здание заменит большое, удобное помещение, что
позволит
увеличить объем и качество ремонта электровозов.

Еще одна большая программа у руководства железной дороги — это
реконструкция маленьких станций. На смену старым технологиям
приходят
современные цифровые. Не секрет, что вокзалы отстояли около ста лет
и
нуждаются в ремонте. В планах на сегодняшний день — строительство
новых
зданий вокзалов, соответствующих всем нормам и требованиям. Так в
прошлом году были построены здания вокзалов на станциях Уда-2,
Мишиха,
Татаурово, на очереди еще около десятка.

Пуск подземного завода

Однако самого большого вложения средств требует пуск Северо-
Муйского тоннеля. Это не просто вырубленный проезд в горе, а целый
комплекс с современным оборудованием, системой вентиляции и
водооткачки. Тоннель уникален, он протянулся сквозь горный хребет на
15
километров. В недрах скальных пород находятся 4 подстанции, пробита
разведывательно-дренажная штольня, по которой будет продвигаться
обслуживающий персонал и производится сброс излишней воды,
здесь установлены мощные
системы вентиляции, это целый подземный завод. Одних только
путейцев
там задействовано до 120 человек. Работа по завершению
строительства идет
как внутри тоннеля, так и снаружи: готовятся подъездные порталы,
система
автоматики дверей, установка датчиков, которые будут отвечать за
температурный режим тоннеля, регулировать влажность и другие
необходимые параметры сооружения. Рядом готовится к пуску путевое
хозяйство, хозяйство энергетики и связи и, самое главное, помещение с
системой автоматического управления тоннелем. Там будет находиться
оператор, следящий за работой всего комплекса. Подобных тоннелей в
России еще не было. Его пуск поможет сократить время движения
поездов
на этом участке, сегодня составы вынуждены делать большой крюк и
проходить подъемы с помощью дополнительного толкача.

Новая квартира в рассрочку

!I2!
Но не только объектами производственного назначения занимается
ВСЖД. Дорога строит и жилье для своих работников. По словам Сергея
Миронова, в этом году запланировано направить 259 млн. рублей на
строительство жилья. В 2002 году эта сумма была в 2 раза меньше. Уже
идет
сооружение поселка тоннельщиков в Северо-Муйске, где будут стоять
современные добротные дома для путейцев, связистов,
электротехников,
службы охраны, пожарных. Сегодня сдано 15 домов, в планах еще три и
фельдшерский пункт. Ведется реконструкция котельной, возводится
спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, спортзалом, баней.

Также в жилищной программе запланирована постройка 40-
квартирного дома в Нижнеудинске. В прошлом году был сдан
40-квартирный
дом в Тайшете, а в этом году будет заложен еще один такой же.

Развернуто жилищное строительство в Северобайкальске, Тайшете,
Иркутске, Слюдянке. В городе Улан-Удэ в прошлом году был сдан в
эксплуатацию 39-квартирный дом, в 2003 году будет построено еще 47
квартир. Это один большой жилой комплекс на улице Октябрьской
революции, выполненный с применением современных технологий и
материалов. Также дома будут строиться в Новой Чаре и по маленьким
станциям Невельская, Байкальск, Танхой, Байроновка. Время
строительства
дома от фундамента до отделки — один год. В 2002 году было сдано 29
тысяч
квадратных метров жилья, а на 2003 запланировано сдать 36 тысяч
квадратных метров.

Все жилье строится и приобретается по ипотечной системе, то есть
человек оплачивает 15% от стоимости жилья сразу, получает ключи от
квартиры, а оставшуюся сумму выплачивает в течение 15 лет с учетом
2%
годовых. Занимается этим агентство «ЖелДорИпотека», которое
создано при
Министерстве путей сообщения. Цена за квадратный метр колеблется
от 10
тысяч до 20 тысяч рублей в зависимости от района, материала,
количества
дополнительных услуг. Кроме того, активно начинает использоваться
вторичное жилье, когда желающий улучшить свои жилищные условия
отдает
в качестве первого взноса старую квартиру и занимает новую.
Необходимо
еще заметить, что все обременения в виде проектных работ, постройки
коммуникаций и прочего ложатся на плечи ВСЖД, а не покупателя
квартиры. Это большой стимул для работников железной дороги,
которая не
только заботится о своих людях, но и делает так, чтобы человеку было
выгодно работать на предприятии. А это прямое решение проблемы
кадров.
Ну, где еще сейчас можно таким способом решить жилищную
проблему?!

Забота о детях

Заботятся железнодорожники и о молодом поколении. На этот год
Восточно-Сибирская железная дорога выделила 10 миллионов рублей на
реконструкцию детских лагерей отдыха — это новые столовые, бани,
детские
игровые площадки, клубы в «Огоньках», «Здоровье», «Байкале», «Юном
сибиряке». И это помимо расходов на плановый ремонт.

А еще более тысячи мальчишек и девчонок заняты на Восточно-
Сибирской детской железной дороге, что на островах Юность и
Шишиловский. Они на практике изучают, что же это такое
— побыть в роли
железнодорожника. Конечно, не все они придут работать на дорогу, но
кто-
то именно сейчас сделает свой выбор в жизни. В прошлом году на
строительство ДЖД было потрачено около 30 миллионов рублей, в
нынешнем запланировано 60. В августе прошлого года юные
железнодорожники получили новый учебный корпус, сейчас ведется
строительство вокзала, где будет и музей ВСЖД. В перспективе
возведение
учебного локомотивного депо, обустройство станций мини-дороги.
Традиционно 9 мая детская железная дорога откроет летний сезон для
своих
маленьких пассажиров.

Конечно, не все так гладко, как на бумаге. Проблемы не обходят
стороной. Это и недостаток финансовых средств, и бюрократическая
волокита, и, иной раз, просто нежелание местных администраций пойти
навстречу. Очень хотелось бы, чтобы такое отношение к делу и людям,
которые работают рядом, было и на других предприятиях. Однако жизнь
не
кончается, завтра будет новый день, новые планы и новое
строительство.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры