Сдержанный инвестиционный оптимизм
Приангарье — инвестиционно привлекательный регион. Иностранные
«толстосумы» проявляют определенный интерес, вкладывая средства
в топливно-энергетический, лесопромышленный комплекс,
цветную металлургию, связь. Но, помогая развитию отдельных
предприятий, в масштабах региона «пожертвования» из-за рубежа
не делают погоды. Общий объем инвестиций в экономику и социальную
сферу, неумолимо снижавшийся много лет, в последние годы
стабилизировался на недопустимо низкой отметке.
И тому немало причин. Инвестиционная активность сдерживается
недостатком финансовых средств (отмечают 63% опрошенных
руководителей промышленных предприятий), высокой стоимостью
коммерческого кредита и сложностью его получения (36-39%).
Причем негативная роль данных факторов возросла в сравнении
с предыдущим годом. Меньшим злом представляется инвестиционный
риск (26% ответов). Продолжают сетовать руководители
на неопределенность экономической ситуации, несовершенство
правовой базы (22-23%). Стимулом может служить повышенный
спрос на выпускаемую продукцию (на это указали 32% респондентов),
состояние технической базы (23%), стабильная прибыльность
инвестиций (21%), наличие собственных финансовых средств
(16%). Как видим, позитивные факторы по силе воздействия
уступают «тормозам».
Тем не менее, как показало обследование, инвестиционная
деятельность осуществляется большинством промышленных
предприятий: год назад — 73%, в минувшем году — 81%,
нынче намерены вкладывать деньги в основной капитал 85%
предприятий. Судя по этим данным, возрастает активность
хозяйствующих субъектов, усиливается их забота о завтрашнем
дне своего бизнеса. Что же заставляет пренебречь риском,
изыскивать средства, одним словом, крутиться? Чаще
всего — изношенность оборудования (64% ответов).
И немудрено, ведь после длительной службы машины
и оборудование необходимо списывать. Кроме того, все более
«популярной» причиной выбытия основных фондов становится
экономическая неэффективность их использования (36%
против 24% в 2001 г.).
Более трети (37%) респондентов сообщили, что основная
часть машин и оборудования приобретена до 1980 года,
а в среднем основные фонды эксплуатируются более 18 лет.
Так что очевидна настоятельная необходимость их обновления.
Но выбывающие машины и оборудование не всегда заменяются
новыми: 17% обследованных предприятий в течение года
не приобретали основных фондов, не производили их капитальный
ремонт и модернизацию, а 43% закупили оборудование,
бывшее в употреблении.
В то же время 80% предприятий покупали новое оборудование
(машины) отечественного производства, а 41% — импортного.
При хроническом дефиците средств в какой-то мере обновлению
способствует развивающийся рынок лизинговых услуг. Еще год
назад на условиях финансового лизинга машины и оборудование
приобретались незначительным числом промышленных организаций
(1%), теперь же эта форма приобретения используется
более широко (12%).
Подталкивают к инвестициям и производственные соображения.
44% руководителей обрекли себя на «инвестхлопоты», осознав
необходимость охраны окружающей среды, механизации
(автоматизации)
процесса, внедрения новых технологий, 34-36% — экономии
энергоресурсов и снижения себестоимости, 22-27% — увеличения
производственной мощности с расширенной или неизменной
номенклатурой продукции. И в последнюю очередь возникают
мысли о создании новых рабочих мест (17% ответов).
Состоянием основных фондов диктуется главное направление
инвестиций — на приобретение машин, оборудования, транспортных
средств или их модернизацию.
Отдавая дань времени, руководители стремятся поставить
на современный уровень инженерный и управленческий труд,
существенную часть инвестиций выделяя на приобретение
электронно-вычислительной техники и транспортных средств
(65% и 60% респондентов), средств связи и коммуникаций
(46%). Закупка производственного оборудования требует
больших расходов и осуществляется чуть реже, причем комплексы
и технологические линии «проигрывают» отдельным установкам
(31% ответов против 49%). Хотя в проектах на 2003 год
несколько возрастает ориентированность на приобретение
комплексов и технологических линий (до 34%), но еще в большей
мере растет «аппетит» в отношении транспорта (до 67%).
Помимо прочего, каждое второе инвестиционно активное предприятие
занималось строительством зданий (кроме жилых) и сооружений,
созданием инфраструктуры (дорог, коммуникаций и т.д.).
Затевая это непростое дело, рассчитывать приходится в основном
на собственные финансы, лишь в каждом пятом случае привлекаются
кредиты и заемные средства. И ничтожно мала роль бюджетных
источников (2% ответов). Заниматься крупными инвестиционными
проектами желательно в располагающих к этому условиях. Лишь
для 6% опрошенных руководителей экономическая ситуация была
благоприятной, противоположную оценку дал каждый третий,
остальные сочли ее в целом удовлетворительной. Реально
оценивая текущий момент, гораздо больше надежд командиры
производства возлагают на будущее. Среди тех, кто ожидает
изменений, почти двойной перевес в пользу оптимистов: 35%
респондентов предполагают улучшение и 19% допускают возможность
негативных перемен в экономическом положении своих предприятий.