издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И управдом станет другом человека

21 декабря 2002 г. в выпуске "Карман" была опубликована статья "А где же "мальчик"? Под "мальчиком" имелся в виду обещанный властью порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Особо отмечалось: высокая квартплата зачастую не подкрепляется высоким качеством работы коммунальщиков.

Что предпринимает для улучшения ситуации администрация
областного центра? Так ли уж необходимо было Иркутску
переходить на 90-процентную оплату жителями коммунальных
услуг?

Об этом беседа нашего корреспондента с первым заместителем
мэра Иркутска, председателем комитета по городскому
обустройству Олегом ШАНДРУКОМ.

Мера была вынужденной

!I1!Переход на федеральный стандарт оплаты услуг ЖКХ мы
осуществили с августа прошлого года согласно решению
Законодательного собрания области. Если бы не сделали
этого, то не получили бы дотации из федерального центра.
Это была мера вынужденная. И если бы мэрия этого шага не сделала,
могло быть еще хуже. Чтобы залатать бреши в разваливающемся
коммунальном хозяйстве, пришлось бы «отнимать» средства
у здравоохранения, образования, социальной сферы. Некоторые
программы, жизненно важные для населения, — просто «заморозить».

Полученная в прошлом году дотация в размере 6,1 млн.
руб. пошла на выплату адресных субсидий малоимущим.
Из городского бюджета потратили на эти цели еще 30,5
млн. руб.

Что касается полученных от жителей в качестве оплаты
услуг денег, то они помогли поддержать на плаву коммунальную
систему, улучшить содержание жилого фонда, увеличить
расходы на капитальный ремонт. Да и самим коммунальщикам
повысить зарплату. Слесарь, например, будет получать
(и уже во многих ЖЭУ получает) 4 тыс. рублей. Соответственно,
и спрос с него должен быть больший.

Собственно, больших дополнительных денег в связи с переходом
на 90% оплаты населением коммунальных услуг ЖКХ города
не получило. Ну, чуть-чуть их стало больше. Просто они
перераспределились: если раньше бюджет доплачивал 40-60%,
то сейчас 10.

Согласитесь, человек обеспеченный должен заплатить за
услуги полностью. Но малоимущим будем помогать всеми
имеющимися средствами. В первую очередь — субсидиями.
Их получение в этом году, на мой взгляд, упрощено максимально.
Работаем в тесном контакте с органами соцзащиты. Добиваемся,
чтобы субсидии были не только адресными, но и доступными
для тех, кто в них нуждается. Работающим необходимо
принести лишь две справки: о зарплате и составе семьи.
А пенсионерам вообще никаких справок не нужно, потому
что база данных соцзащиты, Пенсионного фонда и домоуправлений
сводится теперь воедино в компьютерную сеть.

Сегодня уже 17% иркутян получают адресные жилищные субсидии.
Мы заинтересованы, чтобы их было значительно больше.
Иначе деньги, запланированные на эти цели пропадут,
т.е. так и останутся в бюджете.

Поставим лошадь впереди телеги

Власть часто упрекают за то, что она при проведении
реформы ЖКХ ставит, дескать, телегу впереди лошади.
Т.е. начинает с повышения квартплаты, а не с наведения
порядка в самом ЖКХ. Это не совсем так. Принята очень
серьезная Программа по ресурсоэнергосбережению до 2006 года.
Намечены меры, в том числе и по установлению
в жилых домах, школах, детсадах, больницах тепло- и
водосчетчиков.

В Свердловском округе на эти цели израсходовано 5 млн.
руб. бюджетных денег, в Ленинском — 5,6. Деньги, конечно,
немалые. Но затраты себя оправдывают.

За счет строгого учета, контроля за использованием и
распределением горячей воды ее потребление на человека
в сутки по итогам прошлого года также снижено — в среднем
до 116-117 литров при нормативе 120.

По холодной воде экономии достичь пока не удается. Но
поиски в этом направлении продолжаются. Мы привлекаем
к ним ученых, специалистов.

Там, где в элеваторных узлах стоят счетчики, экономится
тепла до 25-30%. В перспективе мы хотим их иметь в каждом
доме. Но установку сдерживает дороговизна прибора —
более 70 тыс. руб. за каждый. Плюс расходы по его обслуживанию,
а это еще примерно 10 тыс. руб. в год.

К сожалению, старая «советская» разводка труб в домах
не позволяет начать внедрение индивидуальных, внутриквартирных
приборов учета. Хотя, согласен, именно они могли бы
дать наибольшую экономию воды и тепла и, как следствие,
снизить нагрузку по квартплате.

Очень важная деталь: теперь и муниципалитет, получая
тепло от производителя (той же Ново-Иркутской ТЭЦ или
котельных Иркутсктеплоэнерго), платит строго по показаниям.
Ни копейки больше. Другое дело, что тепло и горячая
вода затем теряются в изношенных внутригородских сетях.
Это наша постоянная головная боль. Поэтому основная
задача упомянутой программы — создание в Иркутске муниципального
предприятия, которое будет работать на энергосберегающих
технологиях. Разумеется, при тесном взаимодействии с нашими сетевыми
структурами и домоуправлениями. Создаст свою материально-техническую базу.
Приобретет современное оборудование. Возьмет под строгий
контроль все утечки из труб, их ремонт, замену и т.д.

Хватит обогревать улицы

Каждую весну и осень мы фактически обогреваем улицы.
В квартирах жарко, приходится открывать форточки.
Разовый кругооборот горячей воды от Ново-Иркутской
ТЭЦ по городу занимает сутки, поскольку протяженность
сетей велика. Быстро снизить или поднять температуру
в такой ситуации нельзя. На понижение даже в несколько
градусов потребуется день. В прошлом году 30 апреля перестали
отапливать город, потому что стояла хорошая погода.
Цель была благая — сберечь деньги, в том числе и жильцов.
А 7 мая неожиданно выпал снег и резко похолодало. Только
через двое суток жилищным предприятиям удалось снова
запустить тепло. Это дорого обошлось.
Многие трубы лопнули, вышли из строя. Они ведь
у нас в большинстве своем старые.

Нужно переходить на закрытую, внутридомовую систему
обогрева квартир. Как сделали это в Ново-Ленино: в 42
экспериментальных домах в подвалах установили свои,
отдельные тепловые пункты. Это, в сущности, те же элеваторные
узлы, но насыщенные умной электроникой. Оборудованы
они помимо счетчиков, теплорегуляторов и т.п. еще и
специальными датчиками, улавливающими наружную температуру.
Если на улице холодно, датчик дает команду, и в автоматическом
режиме температура в квартирах повышается.

Подача тепла регулируется даже в зависимости от того,
на какой стороне (северной или южной) расположена квартира,
откуда дует ветер. В результате достигается фантастическая
экономия тепла — до 40-45%. Эксперимент в Ново-Ленино
длится уже четвертый год, и мы будем расширять его рамки.

Тепло вообще проще регулировать в отдельном доме, где
есть счетчики, чем
в целом по городу. Это все равно, что замерять температуру
у больных в целом по больнице. Товарищества собственников
жилья (ТСЖ), которых в Иркутске насчитывается более
70, этим умело пользуются. Они вообще тепло могут запускать
и отключать сами, по своему усмотрению.

Город же в целом так поступить не может. У нас ведь
школы, детсады, больницы… Поэтому мэрия и добивается,
чтобы ТСЖ создавалось как можно больше. Условия для
этого есть: уже более половины квартир в Иркутске приватизированы.
К тому же по закону в ТСЖ могут вступать и жильцы муниципальных
квартир. Так что практически такое товарищество можно
создавать в любом доме.

По существу, это форма жилищного самоуправления. ТСЖ —
хозяин дома. А хороший хозяин, если слесарь не выполнил
заявку, а дворник не подмел территорию, им и платить
не будет. В ЖЭУ как раз все наоборот. Работу его специалистов,
в т.ч. и управдома, квартиросъемщик оплачивает… заранее.
В форме ежемесячной квартплаты. Вот в чем корень зла,
причина их безответственного отношения к делу. Как бы
ваше ЖЭУ не сработало, деньги оно в любом случае получит.
Автоматически. Поэтому, чтобы поднять эффективность
и качество работы жилищных предприятия, планируем создать
в округах службы заказчика. Они будут отслеживать и
контролировать все финансовые потоки, платить домоуправлениям
за конкретно выполненную работу, а не за то, что они
называются домоуправлениями.

Любовь по расчету

— Олег Иванович, когда-нибудь наш начальник ЖЭКа станет
«другом человека»? Губернатор Б. Говорин, побывав в
Ангарске и ознакомившись там с опытом передачи функций
домоуправлений частным структурам, одобрил его.

— Борис Александрович прав: нужно создавать в ЖКХ конкурентную
среду. И опыт соседей интересен. Мы к нему приглядываемся.
Но, думаю, он не панацея от всех наших бед. Нужна
не просто конкуренция личностей. Нужно совершенно по-новому
выстраивать всю систему жизнедеятельности ЖКХ, не зависящую
от человеческого фактора.

Приведу такой пример. Житель Свердловского округа позвонил
в свое домоуправление: течет батарея. Сильно. Слесарь
на вызов не пришел. Тогда пострадавший вызвал аварийку.
Она приехала, все сделала и предъявила счет домоуправлению
— по коммерческой цене, которая в пять раз больше обычной.
Несколько раз так ударили рублем по жилконторе — стиль
ее работы изменился.

Резко возросшая квартплата больно ударила по людям.
Но и многому их научила. Они теперь строже и чаще спрашивают
и с ЖЭУ, и с городских властей. Это понятно: кто платит
— тот и заказывает музыку. Если 90% оплачивает гражданин,
он вправе требовать за свои деньги качественных и своевременных
услуг. Таков закон рынка. К сожалению, поняли это в
среде коммунальщиков еще не все. Когда мы требуем «взаимной
любви» к жильцу, то даже некоторые руководители наших
коммунальных структур не могут взять в толк, о чем речь.
Они привыкли, что квартиросъемщик — бесправный проситель,
а все права и власть только у них. И никак не могут
понять: по-прежнему, по-советски, уже не будет. Никогда.

За порядком в доме присмотрит старший

!I2!Сейчас мэрия внедряет в жизнь институт старших по подъезду
и старших по дому. За счет этого мы получаем двойной
выигрыш. С одной стороны, такая форма общественного
самоуправления позволяет привлечь граждан к соблюдению
чистоты и порядка, с другой — поставить работу домоуправлений
под общественный контроль. Скоро без подписи старших
в актах о проведенном ремонте ЖЭУ никто не заплатит.
Вместе с членами общественных советов микрорайонов
они могут серьезно повлиять на качество проведения
коммунальной реформы.

Сейчас думаем над тем, как старших материально заинтересовать.
Может быть, дадим им льготы по квартплате. Начали практиковать
бесплатный (без сбора денег с жильцов) ремонт подъездов,
где есть старшие и где они активны. Отремонтированные
подъезды сдаем затем под их личную ответственность «на
сохранность». И это помогает. Когда в доме появляется
зримая, реальная власть, пусть даже и общественная,
жильцы это видят. Они понимают, что безнаказанно уже
не будешь бросать на пол окурки, разбивать стекла… К
тому же, где чисто, там и мусорить у многих рука не
поднимется.

На весну город закупил саженцы деревьев. Будем отдавать
их жильцам для высадки возле своих домов. Но только
туда, где есть старшие. Чтобы озеленение шло под их
контролем.

Общими усилиями, думаю, мы в конце концов наведем в
ЖКХ порядок. Но случится это не сразу. Не за один и
даже не за два, три года. Путь этот долгий, трудный
и изнурительный. Однако другого пути у нас просто нет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры