Мир мечты и восторга
Выступления пианиста Константина Сероватова — яркое
явление в музыкальной жизни Иркутска. Слушателей привлекает
на его концерты не только впечатляющая сила, убедительность
интерпретации, безупречная техника, но и постоянно обновляемые,
интересные программы.
К. Сероватов включает в свой репертуар новые, редко
звучащие произведения — доступные из-за их сложности
далеко не всем пианистам. Таковы уникальные «Вариации
И. Брамса на тему Паганини» (2 тетради), исполненные
5 апреля в концертном зале филармонии. Предельные технические
трудности этого сочинения были блестяще преодолены Сероватовым.
Триумфальная виртуозность замысла Брамса воспринималась
в его трактовке как дань почтения Паганини, как воплощение
средствами фортепиано феномена Паганини — гениального
музыканта. Пианист точно имитировал приемы скрипичного
исполнения, характер звучания скрипки.
Другая область музыки, привлекающая внимание Сероватова
и представленная на концерте, — масштабные симфонические
произведения в переложении для фортепиано. Пианист уже
выступал с фортепианными транскрипциями «Вальса» М.
Равеля, фрагментов опер Р. Вагнера, балета Чайковского
«Щелкунчик». Программа нынешнего концерта включала 1-ю
часть «Пасторальной симфонии» Бетховена в переложении
Ф. Листа. К исполнению подобных «партитур для фортепиано»
(Ф. Лист) обращаются крупные музыканты ранга Глена Гульда,
Михаила Плетнева. Оно требует мастерства тембрового
перевоплощения, оркестральности фортепианного звучания,
которым владеет Сероватов. Прочтение им бетховенской
симфонической концепции — концепции Природы — отличалось
серьезностью, основываясь не на внешней картинности,
а на логике музыкальной мысли.
Во втором отделении концерта, посвященном Р. Шуману
(Три фантастические пьесы ор. 111, «Симфонические этюды»
— вариации), пианистом был воссоздан романтический
строй шумановской музыки. Претворялись тонкие градации
переживания: от траурности, тоски, обреченности до
откровения идеально прекрасного, волшебно-эфемерного
мира мечты; от нервного порыва до мимолетного покоя,
идилличности. В каждой вариации, пьесе рельефно выступал
стиль музыки Шумана — частица неисчерпаемо богатого,
сложного духовного мира. Исключительные технические
трудности «Симфонических этюдов» служили необходимым
средством его воплощения.
Неоднократные выступления К. Сероватова в Иркутске демонстрируют
наряду с обогащением репертуара, оттачиванием техники
творческие искания музыканта, его стремление ко все
более глубокой трактовке исполняемых сочинений — критерию
совершенства.
Надеемся и в дальнейшем быть свидетелями этого процесса
на новых концертах пианиста, дарующих слушателям радость
и потрясение от приобщения к подлинному искусству.