Сергей ДУБРОВИН: "У нового закона -- адресная направленность"
За последние годы в Иркутской области были приняты сотни законов -- депутаты Законодательного собрания даром хлеб не едят. Однако ни один из них, пожалуй, не вызвал столь живого интереса со стороны жителей области, как разработанный администрацией проект нового закона "О социальной политике в Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства". Это естественно, поскольку закон снимет многочисленные вопросы, возникшие у людей в связи с переходом на федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. В первую очередь вздохнут с облегчением инвалиды, пенсионеры и малообеспеченные семьи, в чьих интересах этот законопроект и был разработан.
Именно эту адресную направленность нового закона подчеркнул в беседе
с корреспондентом «ВСП» Владимиром КИНЩАКОМ заместитель главы
администрации области по социальным вопросам Сергей ДУБРОВИН.
— Можно надеяться, — заявил Сергей Иннокентьевич, — что с
претворением закона в жизнь реформа ЖКХ станет понятнее людям.
Теперь наконец-то будут учтены не только проблемы жилищно-
коммунального хозяйства и его работников, но и жизненные интересы
людей. Именно поэтому проект закона так активно обсуждается не только
нашими уважаемыми законодателями и публичными политиками —
работа у них такая….. Он не сходит со страниц региональной прессы, с
экранов телевизоров. Он стал объектом дискуссий в общественных и
ветеранских организациях. Ведь у этого закона есть особенность — он
затронет буквально каждую семью….
— Текст закона достаточно велик. Что, на ваш взгляд, является
самым главным, самым важным в этом документе?
— Язык закона не приемлет общих слов. Давайте на этом языке и будем
говорить. Хочу обратить ваше внимание на пятую статью, в которой
говорится об оплате жилищно-коммунальных услуг. Трудно
переоценить значимость положения закона, в соответствии с которым на
территории области вводится дифференцированная система квартирной
платы. В зависимости от совокупного дохода семьи точно
устанавливается максимально допустимая граница, сверх которой люди
платить за услуги ЖКХ не должны. Граница эта будет непосредственно
зависеть от дохода на члена семьи и составит не более чем 12 — 22% от
общего семейного заработка. Верхняя граница, 22%, устанавливается
лишь в том случае, если доход на члена семьи достигает трех
прожиточных минимумов, а это около 6 тысяч рублей. И не более того!
А что касается нижней границы, то здесь тоже есть особенность. Для
одиноких и отдельно проживающих пенсионеров и инвалидов первых
двух групп она составляет 6% и достигает 22% лишь в случае, если
«подушный» доход превышает три с половиной прожиточных минимума.
Стоит ли говорить, что это положение закона существенно облегчит
платежи для малообеспеченных семей, даст возможность социальным
органам корректировать этот процент в зависимости от доходов граждан.
— «Сильным» местом разговоров о реформе, с точки зрения
работников ЖКХ, является тезис о необходимости достойно платить
за жилищно-коммунальные услуги. Но есть и «слабое» место. Люди
не хотят платить за услуги, которые существуют лишь на бумаге…
Ведь качество работы предприятий ЖКХ оставляет желать лучшего.
— Вот здесь я с удовольствием произношу слово «ВПЕРВЫЕ». Да!
Впервые закон четко и однозначно предоставляет человеку право НЕ
ПЛАТИТЬ за услуги ЖЭУ или РЭУ, которые его не удовлетворяют.
Уверен, что этот пункт заставит руководителей муниципальных ЖКХ и
их сотрудников существенно изменить свое отношение как к людям, для
которых в конечном счете и затеяна реформа, так и к самой работе. Это
право станет стимулом для внедрения новых форм обслуживания
жильцов, подвигнет предприятия ЖКХ на приобретение современного
оборудования и инструментов, на приведение в порядок наших домов.
— Существует положение, что льготы при оплате жилья действуют
лишь в том случае, если его площадь не превышает установленных
социальных норм. В противном случает платить приходится 100%. А
нормы эти невелики: 18 метров на душу для семьи из трех человек и
более, 33 метра — на одинокого, 42 — на двоих. Особо страдают от
такого порядка одинокие пенсионеры и инвалиды — люди и без того
обделенные. Изменится ли что-либо в порядке предоставления
субсидий этим людям?
— Я уже отмечал адресность законопроекта. Она буквально пронизывает
документ. Так вот, новый закон в корне меняет отношение к социальным
нормам площади жилья для ОДИНОКИХ пенсионеров и инвалидов
первой и второй групп. Льготы по оплате жилья будут им
предоставляться в полном объеме НЕЗАВИСИМО от площади квартиры.
Что касается ОТДЕЛЬНО проживающих граждан этой категории, то есть
таких, которые имеют трудоспособных близких людей, то для них эти
нормы значительно увеличены.
— Получается, что, предлагая этот законопроект, администрация
области берет на себя всю ответственность за последствия
проведения реформы ЖКХ?
— Администрация никогда не снимала с себя эту ответственность. Закон
четко определяет и разграничивает ответственность и обязанности
муниципальных и областных органов власти при проведении реформы на
всей территории области.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что язык закона не приемлет общих слов.
Поэтому уже сегодня разрабатываются правовые акты, составляющие
механизм исполнения закона. Будут установлены нормативы по
количеству и качеству услуг ЖКХ, конкретно определены условия
снижения платы за услуги недостаточного качества, задан порядок
контроля за соблюдением закона.
Уверен, что работа по разработке нового закона, которой в течение года
занималась группа специалистов областной администрации под
руководством Сергея Брилки, будет по достоинству оценена и
Законодательным собранием, и всеми жителями Иркутской области.