Вольности с бюджетом недопустимы
В газете "Восточно-Сибирская правда" от 27 марта 2003 года было опубликовано интервью с Сергеем Шишкиным, председателем Законодательного собрания области, под заголовком "В парламент может проникнуть криминал". В нем председатель ЗС комментировал выступление заместителя главы администрации области - начальника главного финансового управления Анатолия Козлова на последней мартовской сессии ЗС области, где речь шла о причинах невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы области и, конкретно, о сложившейся ситуации по наращиванию долгов по зарплате в Нижнеилимском районе. Также в интервью был затронут актуальный сейчас для всех нас вопрос о переводе выплаты заработной платы работников бюдетной сферы на финансирование из областного бюджета. Сергей Шишкин подверг сомнению результаты проверок ГФУ бюджета, в частности Нижнеилимского района. Вот как анализируют ситуацию финансисты области.
В середине марта текущего года по поручению губернатора области
Б. Говорина была
проведена проверка формирования и исполнения бюджета Нижнеилимского района за 2002 год.
В данной проверке участвовали специалисты главного финансового управления области,
комитета здравоохранения, главного управления общего и профессионального образования,
Усть-Илимского филиала территориального ФОМС. Проверка позволила более объективно
оценить настоящее положение вещей.
Так, по итогам проверки выяснились следующие факты.
Согласно статьями 28 и 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из
принципов построения бюджетной системы РФ является принцип гласности. В
Нижнеилимском районе данный принцип нарушен. Решения районной Думы «Об утверждении
бюджета Нижнеилимского района» и «О внесении изменений в бюджет района на 2002 год» не
были официально опубликованы в районной газете в 2002 году.
Должностные оклады муниципальных служащих установлены постановлением мэра от
07.10.2002 N490 «О должностных окладах работников администрации Нижнеилимского
района». Введение в действие данного постановления вызвало увеличение месячного фонда
оплаты труда районной администрации по муниципальным служащим на 27% (с 948 тыс. руб.
до 1205 тыс. руб.).
В ходе проверки выявлено превышение установленных должностных окладов
муниципальных служащих должностными окладами, включаемыми в штатные расписания. Так,
должностной оклад ведущего специалиста управления делами по штатному расписанию
составляет 2015 рублей, что на 755 рублей больше установленного должностного оклада по
указанной должности. Должностной оклад заместителя начальника отдела по учету и
исполнению смет и бюджета по штатному расписанию составляет 2300 рублей, что на 140
рублей больше установленного должностного оклада по указанной должности.
Вместе с тем было выявлено завышение штатной численности по заместителям
руководителей по учебно-воспитательной работе, по педагогам дополнительного образования.
Также выявлены излишние ставки воспитателей.
В 2002 году по департаменту образования Нижнеилимского района были проверены
расходы на капитальный ремонт. В ходе проверки было выявлено отсутствие документов,
подтверждающих объемы и качество выполненных работ, — актов приемки выполненных работ.
В то же время при проверке операций по движению материальных запасов, а конкретно
по продуктам питания, было выявлено несоответствие отчетных данных по различным формам.
В результате операций остаток продуктов (в рублях) на конец 2002 года по двум формам
расходится на 921,8 тыс. рублей.
В нарушение действующего законодательства установлены сверхштатные должности по
учреждениям здравоохранения Нижнеилимского района. При проверках выявлено
использование средств ОМС не по целевому назначению и подлежащих восстановлению всего
на сумму 2 924,8 тыс. рублей.
В данном случае это лишь отдельные нарушения в части исполнения бюджета
Нижнеилимского района. И я думаю, если мы будем говорить о том, что «объективно мэр не
виноват», следовательно, мы дадим повод ответственным лицам совершать впоследствии
подобные ошибки и не нести ответственность за них.
Да, действительно, ситуация на сегодняшний день с выплатой заработной платы очень
сложная. Именно поэтому губернатор области Б. Говорин принял решение о переводе
финансирования на областной бюджет заработной платы работников бюджетной сферы
муниципальных образований. Администрация области прикладывает все усилия для решения
этого наболевшего вопроса. На сегодняшний день федеральная ссуда в сумме 50 млн. рублей и
дотация на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в размере 188 млн.
рублей полностью передана в территории. Вся федеральная ссуда и часть дотации (23 млн.
рублей) должны быть направлены на погашение задолженности по заработной плате
работникам бюджетной сферы за декабрь 2002 года и январь 2003 года. Однако, несмотря на
усилия администрации области, ситуация на местах с выплатой заработной платы остается
крайне напряженной. Поэтому в настоящее время администрация области проводит
необходимые расчеты и готовит документы для изменения порядка финансирования указанных
расходов.