Захар СМУШКИН: "Нужно снизить экспортную ориентацию экономики"
Председатель совета директоров "Илим Палп" Захар Смушкин выступил в Москве на коллегии Минпромнауки, посвященной мерам привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс России для развития мощностей по глубокой переработке древесины.
Летом прошлого года накануне заседания правительства и коллегий
министерств, по поручению правительства занимающихся вопросами развития
лесопромышленного комплекса (Министерства природных ресурсов, Минпромнауки
и Минэкономразвития), на которых рассматривался вопрос повышения
инвестиционной привлекательности отрасли, мы разработали стратегический
документ «Роль государства в лесопромышленном секторе России». В этом
документе мы предложили комплекс мероприятий, необходимых для того, чтобы
изменить ситуацию в ЛПК.
Прежде всего, необходимо сказать, что государство в лице Минэкономразвития
и Минпромнауки, с которыми мы непосредственно работаем, выдвинуло следующий
тезис: необходимо в ближайшие 10 лет изменить структуру экономики
таким образом, чтобы снизить ее экспортную ориентацию. Применительно к
лесопромышленному комплексу это означает направить основные усилия в сектора,
которые занимаются глубокой переработкой, импортозамещением, в сектора, где
могут быть достигнуты темпы роста, превышающие средние темпы роста российской
промышленности, и в цепочку смежных потребительских секторов.
Подобный подход нам кажется абсолютно оправданным. Более того, мы
утверждаем, что те изменения в инвестиционной среде, которые необходимы для
развития ЛПК и целлюлозно-бумажной отрасли, мало чем отличаются от изменений,
необходимых для развития других отраслей. Мы не считаем нашу отрасль
промышленности совершенно уникальной, хотя специфика, несомненно, есть.
Наши предложения по развитию лесопромышленного сектора страны нашли
отражение в возможных мерах для привлечения инвестиций в лесопромышленный
комплекс России, которые обсуждались на коллегии Минпромнауки. По сути эти
меры делятся на меры общего регулирования, мероприятия общеструктурного
характера, которые в целом направлены на изменение инвестиционного климата, и
действия государства, которые оно может осуществлять как участник рынка.
Меры общего регулирования, в свою очередь, делятся на три части:
таможенные, законодательные и налоговые изменения.
Говоря о таможенном регулировании, следует выделить общий принцип,
который должен быть реализован, — повышение пошлин на сырьевую продукцию и
снижение пошлин на продукцию глубокой переработки. На сегодняшний день все с
этим согласны, но вопрос пока не решен: все увязло в бюрократических процедурах.
Поэтому на коллегии было внесено предложение и четко обозначены сроки по
решению этой проблемы — ближайшие полтора месяца.
Кроме этого, в традиционной российской экономике таможенные пошлины —
это по большей части фискальные меры, которые ничего общего с развитием
экономики не имеют. Этому есть масса примеров. Например, если западный
производитель ввозит картон, то платит 15%, а если он ввозит коробку из этого
картона, то пошлина составляет 10%. Получается, что западному производителю
выгоднее ввозить в Россию продукцию глубокой переработки, а российскому
производителю — экспортировать сырье и целлюлозу. На самом деле все должно быть
наоборот.
Также для стимулирования развития отрасли необходимо отменить
таможенные пошлины на ввоз импортного оборудования, аналогов которому в
России нет.
Мы должны помнить, что если мы хотим переориентировать экономику и
сделать нашу отрасль инвестиционно привлекательной, то должны рассматривать
пошлины как инструмент инвестиционного регулирования, а не как фискальные
меры.
Второе направление — это законодательные изменения. Основной вопрос здесь
— внесение изменений в Лесной кодекс. И главное, что, на наш взгляд, нужно
подвергнуть ревизии, — это вопрос о предоставлении долгосрочной аренды или
концессии для тех участников рынка, которые обладают мощностями по
переработке. Кроме этого, важный вопрос — принятие закона о саморегулируемых
организациях. На ближайшем съезде Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров
мы начнем готовить структуру СРО. Россия уже
перешла от отраслевой системы управления экономикой к функциональной, и у нас
есть функциональные министерства, которые регулируют общие принципы работы
промышленности. Но при этом возникла необходимость в более тонком
регулировании, способном учитывать специфику каждой отрасли. Задачу могли бы
решить саморегулируемые организации.
Теперь о налоговых изменениях. Здесь речь идет о том, что мы хотим
создать новые активы и новую структуру экономики отрасли — не экспортировать
круглый лес и целлюлозу, а развивать глубокую переработку в ЛПК. Согласно
нашим программам мы можем добиться темпов роста более 7% в год. Это означает,
что в течение 10-12 лет мы сможем построить такую же индустрию, которая есть
сейчас. То есть на 100% увеличить объемы производства валового продукта, причем
с большей добавленной стоимостью, чем тот, который производится сейчас. Если
учесть, что основные действующие сейчас предприятия отрасли фактически были
построены и начали развиваться в 50-е годы, то получается, что мы хотим за 10 лет
создать то, что создавалось 50 лет. И налоговые изменения — такие, например, как
отмена обложения налогом части прибыли, направляемой на инвестиции, отсутствие
НДС на ввоз оборудования, которое не производится в стране, отмена обложения
налогом инвестиционных средств и другие — могли бы этому способствовать.
Меры общего характера — это изменения антимонопольного законодательства,
внедрение международных стандартов бухучета и финансовой отчетности для
повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли.
Действующее законодательство не способствует, а тормозит создание крупных
корпораций в стране, а многие наши западные коллеги по цеху гораздо крупнее нас,
и нам сложно с ними конкурировать. В рамках вопроса о внесении изменений в
антимонопольное законодательство мы выделяем три необходимых действия:
введение необходимости обоснования МАПом монополистического поведения
компании в том случае, если доля компании на рынке определенного товара
превышает 50%; введение необходимости предварительного согласования МАП
только при приобретении лицом или группой лиц контрольного пакета голосующих
акций компании (более 50%) и введение уведомительного порядка приобретения
лицом или группой лиц от 20% до 50% голосующих акций компании. Относительно
необходимости внедрения международных стандартов отчетности хочу отметить,
что на сегодняшний момент из более 22,5 тысячи предприятий (из которых около 20
тысяч предприятий относятся к малому частному бизнесу), функционирующих в
лесопромышленной отрасли, менее 1% прошли проверку международными
аудиторскими компаниями. Это свидетельствует о фрагментарности и
непрозрачности отрасли для потенциального инвестора.
В нашей программе также содержатся предложения по рефинансированию
кредитных ставок. Дело в том, что кредитные ставки по долларовым заимствованиям
за рубежом на сегодняшний день не превышают 3-4%. У нас ситуация другая —
деньги стоят намного дороже: клиентская кредитная ставка составляет порядка 13-
14%. И это приводит к серьезному увеличению сроков окупаемости. Таким образом,
если на Западе сроки окупаемости инвестиционных проектов составляют 7-8 лет, то у
нас они доходят до 20-25 лет. Поэтому, если мы хотим развить новые сектора
экономики отрасли, наши деньги должны стоить дешевле.
И, наконец, последний вопрос — это прямое участие государства в процессе.
Здесь речь идет о появлении компаний-операторов инвестиционных проектов, в
которых государство косвенно или напрямую сможет участвовать в бизнесе. Важно
отметить, что участие государства в бизнесе должно происходить только на
возвратной основе — без дотаций или дарений. Все активы компаний-операторов
инвестиционных проектов должны быть капитализированы, новая компания должна
передать государству акции, обеспечив при этом ему комфортные условия
существования внутри компании и ликвидный выход. То есть, если государство
решит, что больше не хочет иметь акции компании, оно сможет спокойно выйти
через рынок или через IPO при наступлении сроков окупаемости.
В целом наши предложения, которые были высказаны на коллегии
Минпромнауки, содержатся в программе, которую мы передали председателю
Правительства РФ Михаилу Касьянову и министру экономического развития и
торговли Герману Грефу. Теперь этот документ передан и в Минпромнауки.
Как лидер лесопромышленной отрасли, наша корпорация внесла свой вклад в
разработку предложений по развитию ЛПК и повышению инвестиционной
привлекательности отрасли. И мы готовы поддерживать все разумные начинания
правительства в этом направлении. Сейчас мы разрабатываем проекты законов,
предложений в законодательные акты и других сопровождающих документов,
которые помогли бы реализовать наши предложения.
Однако важно понимать, что одно государство не сможет изменить положение
дел в отрасли. На сегодняшний день в лесопромышленном секторе только 8%
активов — это госпредприятия. Остальные 92% принадлежат мелкому и крупному
частному бизнесу. Действия по структурной реформе отрасли должны
предприниматься всеми участниками рынка.
Хочу заявить, что со своей стороны мы делаем то, что обещали, несмотря на
длящийся последние два года корпоративный конфликт: мы ведем бухгалтерскую
отчетность в соответствии с международными стандартами, оформили лицензии на
приобретение торговых компаний на Западе в соответствии с российским
законодательством, проводим консолидацию активов с переходом на единую акцию
и выводом акций на международный рынок и первыми в российском ЛПК создаем
крупную вертикально интегрированную целлюлозно-бумажную корпорацию с
прозрачной и четко выстроенной по международными стандартами структурой,
которая, как мы считаем, будет инвестиционно привлекательной.
Надо признать, что если все серьезные участники рынка — наши коллеги — не
предпримут такие же усилия, то можно как угодно менять инвестиционную среду, но
в отрасли ничего не изменится.