Нормализовать работу здравоохранения
Своевременная, качественная, бесплатная медицинская помощь
гражданам России предусмотрена Программой государственных
гарантий, утвержденной правительством. В свою очередь в каждом
субъекте Федерации разработаны территориальные программы
госгарантий. Одним из главных условий для выполнения государством
продекларированных в программе обязательств является наличие
муниципального заказа, где обозначены виды оказания бесплатной
медицинской помощи населению, ее уровень и объемы.
В прошлом году комитет здравоохранения администрации
Иркутской области создал рабочую группу по формированию
муниципального заказа. В течение нескольких месяцев
соответствующая информация собиралась в каждом из 37 районов
области. Наконец, удалось получить подробную картину дел в
здравоохранении Приангарья — где, как, кем, какое число людей
пролечено; комитетом была проанализирована структура коечного
фонда лечебно-профилактических учреждений, находящихся на
территории муниципальных образований, сделан анализ потоков
больных в ЛПУ всех уровней.
Картина тревожная. Если в некоторых районах отдельные виды
медицинской помощи оказываются в должном объеме, то в иных —
ниже нормы, где-то вовсе нет никакой помощи. Муниципальные койки
работают крайне неэффективно — их загруженность составляет 260
дней в году при среднероссийском показателе 330 дней. В ряде
больниц число коек превышает количество пациентов, проходящих
там лечение, при этом больные, помощь которым могла быть
предоставлена на месте, направляются в областные клиники.
Примечательно, что в 2002 году значительная часть больных
лечилась на немуниципальных койках, то есть не за счет средств
своего муниципального образования. Так, за «чужой счет» Ангарск
пролечил 36 процентов своих больных, Киренский район — 37
процентов, Усть-Кутский район — 51 процент, Иркутск — 52 процента.
Таким образом, отдельные муниципалитеты решают свои проблемы
за счет областных ЛПУ, из-за чего койки в клиниках областного уровня
работают очень интенсивно — в среднем 351 день в году, что
неизбежно сказывается на качестве лечения. Для исправления
ситуации не требуется больших сроков. При условии конструктивного
подхода к выполнению поставленной задачи это делается достаточно
быстро. Примером может служить Шелехов. В 2001 году показатель
госпитализации больных города металлургов в областную
клиническую больницу был самым высоким по области и превышал
годовой норматив на 563 процента. В 2002 году благодаря
проделанной работе по налаживанию ситуации превышения
нормативов уже не отмечалось. Безусловно, «на приведение в
соответствие» показателей по отдельным видам помощи, например,
психиатрической, потребуется значительное время, так как эта служба
практически не развита в районах, и за один годом данную проблему,
как, впрочем, и ряд других, не решить.
Многие территории имеют коечный фонд, значительно
превышающий федеральные нормативы. Особенно это относится к
крупным городам, где происходит дублирование коек за счет того, что
наряду с муниципальными функционируют медицинские учреждения
ведомственного и федерального подчинения. Например, в Иркутске
обеспеченность круглосуточными койками сложилась на уровне 158
процентов к нормативу, при этом мало развиты
стационарозамещающие технологии, наблюдается откровенный
дефицит коек дневного пребывания в стационарах — всего 40
процентов от нормы. В то же время для некоторых районов
федеральные нормативы нужно пересмотреть, скорректировать, и не
только с учетом демографии населения и уровня заболеваемости, но
и географии — принимая во внимание удаленность населенных
пунктов, необходимость сезонного обслуживания и так далее.
Очевидно, что на государственном уровне проведением
мероприятий организационного характера можно значительно
повысить качество оказания медицинской помощи. Базовой,
определяющей работой такого плана и является создание
муниципального заказа. В Иркутской области он был сформирован в
начале нынешнего года в областном комитете здравоохранения при
непосредственном участии руководителей муниципального
здравоохранения. Другими словами, главные врачи центральных
районных больниц, начальники департаментов здравоохранения
взяли на себя обязательства по выполнению конкретных объемов
оказания бесплатной медицинской помощи населению в
фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях,
участковых и городских больницах у себя в территориях. Отмечена
тенденция к развитию стационарозамещающих технологий, как более
экономичных, при сокращении стационарной круглосуточной помощи.
В свою очередь, комитет здравоохранения закрепил в областных
клиниках за муниципальными образованиями необходимое
количество койко-мест по каждому медицинскому профилю, тем
самым обеспечив жителей региона высокотехнологичной,
специализированной медицинской помощью.
При формировании муниципального заказа учитывался и такой
фактор, как источник финансирования. До сих пор объемы помощи,
финансируемые из бюджетов, значительно превышали нормативный
уровень. Чтобы выравнять ситуацию, необходимо часть бюджетных
коек по отдельным видам помощи — инфекционная служба (кроме
социально значимых заболеваний: СПИД, венерология), врачебные
амбулатории, патология беременных, онкология — перевести на
оплату за счет средств обязательного медицинского страхования, как
то предусмотрено Программой государственных гарантий. С учетом
перераспределения финансовых потоков и оптимизации работы
коечного фонда и были составлены муниципальные заказы на 2003
год.
Сегодня комитет здравоохранения администрации Иркутской
области разработал проект трехстороннего соглашения о
взаимодействии между областным комитетом здравоохранения,
территориальным фондом обязательного медицинского страхования
Иркутской области и муниципальным образованием по вопросам
оказания медицинской помощи населению. В самое ближайшее время
соглашение будет направлено в районы для ознакомления и после
возможной его корректировки подписано сторонами. Это позволит
впредь проводить в сфере здравоохранения согласованную
государственную политику, направленную на непрерывное повышение
качества оказания медицинской помощи.