Прокуратура пополняет бюджет
Надзор за исполнением бюджетного законодательства был
и остается для органов прокуратуры одним из приоритетных
и осуществляется постоянно. Прокурорами городов и районов
области в связи с наличием фактов задержки выплаты заработной
платы работникам бюджетной сферы 17 главам муниципальных
образований объявлены предостережения о недопустимости
нарушений трудового и бюджетного законодательства.
Завершена проверка исполнения бюджетного законодательства
в части обеспечения выплаты зарплаты работникам бюджетной
сферы, проведенная прокуратурой области совместно с
отделом Генеральной прокуратуры Российской Федерации
в Сибирском федеральном округе. Особое внимание в ходе
проверки уделено муниципальным образованиям, в которых
сложилось наиболее неблагоприятное положение с выплатой
заработной платы, что привело к акциям протеста работников
бюджетной сферы. Это Нижнеилимский и Чунский районы,
города Саянск и Тайшет.
Проверкой установлено, что причиной задолженности по
оплате труда работникам бюджетной сферы явилась недостаточность
доходов муниципальных образований. Большинство их являются
дотационными и изначально не в состоянии были выплачивать
заработную плату в повышенном размере. Однако, как показала
првоерка, даже при столь тяжелом финансовом положении
главы отдельных муниципальных образований не приняли
исчерпывающих мер для выхода из сложившейся ситуации,
к недопущению нарушений законных прав граждан.
Органами прокуратуры выявлено немало фактов неэффективного
расходования бюджетных средств. Так, в Нижнеилимском
районе, несмотря на возрастающую социальную напряженность,
в нарушение Бюджетного кодекса РФ, заработная плата
работникам администрации с октября прошлого года была
увеличена на треть. Вскоре после выборов мэра создано
представительство Нижнеилимского района в городе Иркутске.
Расходы на содержание представительства только за девять
месяцев составили 300 тысяч рублей, что соответствует,
например, годовому фонду оплаты труда работников детского
сада в поселке Старая Игирма этого района.
В своем представлении в адрес мэра района прокурор области
потребовал устранения допущенных нарушений федерального
законодательства.
Стабилизировать финансовое положение в Нижнеилимском
районе можно не только с помощью бюджета области. Многое
зависит от активности и настойчивости местных властей,
которую пока нельзя назвать достаточной. Подтверждает
это такой пример. В ходе проверки в Нижнеилимском районе
представитель Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском
федеральном округе и исполнительный директор Коршуновского
ГОКа обсудили проблему задолженности предприятия в местный
бюджет и сложившуюся острую социальную обстановку в
районе. В результате конструктивного решения в местный
бюджет поступило пять миллионов рублей. Половина этой
суммы тут же ушла на выплату заработной платы работникам
образования. Но вот другая половина была израсходована
местной администрацией на иные цели.
В муниципальном образовании «Город Тайшет», являющемся
получателем финансовой помощи из областного бюджета
в нарушение требований закона, муниципальные служащие
поставлены в лучшие условия по оплате труда по сравнению
с областными государственными служащимию
Во многих муниципальных образованиях при формировании
местного бюджета на 2003 год расходы на выплату заработной
платы работникам бюджетной сферы, в нарушение бюджетного
законодательства, предусмотрены не в полном объеме. Тем
самым уже изначально созданы предпосылки ущемления конституционных
прав граждан и обострения социальной обстановки.
Не исчерпали в полной мере возможности и исполнительные
органы государственной власти области.
По результатам проверки заместителем Генерального прокурора
Российской Федерации В. Симученковым в адрес губернатора
области внесено представление об устранении нарушений
бюджетного законодательства.
Генеральной прокуратурой РФ указано на то, что при принятии
бюджета области на 2002 год и в дальнейшем, по мере
поступления дополнительных расходов, увеличение финансовой
помощи муниципальным образованиям, в связи с необходимостью
выплаты ими повышенной заработной платы работникам сферы,
не предусматривалось. В ситуации, когда расходы на выплату
зарплаты бюджетникам влекли более 50 процентов расходов
местных бюджетов, дотации муниципальным образованиям
направлялись в размерах, явно недостаточных для решения
вопросов местного значения.
Конечно, социальные проблемы нельзя решить одними мерами
прокурорского реагирования. Так, обеспечение наполняемости
доходной части местных бюджетов целиком и полностью
зависит от самих органов местного самоуправления. Тогда
как, например, в Чунском районе, вместо того чтобы
оебспечить дополнительные поступления в бюджет, создан
внебюджетный фонд. Доходы этого фонда, в соответствии
с бюджетным законодательством, должны являться доходами
бюджета и зачисляться на единый бюджетный счет, расходоваться
на решение вопросов местного значения. Однако средства
этого фонда направлялись на разные нужды, в том числе
и на выплату ссуд, что вообще недопустимо.
И здесь можно привести пример прокурорского вмешательства,
свидетельствующего, что пополнять муниципальную казну
можно не только обращениями к областным властям, но
и грамотно
и настойчиво работая с налогоплательщиками. После проведенной
прокурором Чунского района работы с 11 налогоплательщиками
в местный бюджет поступило около двух миллионов рублей.
Недостаточно активно работают с налогоплательщиками
местные власти города Зимы и Зиминского района.
Администрация г. Усолья-Сибирского также не обеспечивает
пополнение доходной базы бюджета. К примеру, задолженность
по арендной плате за землю с одного из государственных
предприятий, которая должна была поступить в местный
и областной бюджеты, передана коммерческой организации
по договору уступки права требования для взыскания в
свою пользу. С участием органов прокуратуры этот договор
признан незаконным в судебном порядке.
Работа органов прокуратуры в защиту прав населения Иркутской
области и далее будет продолжена.