издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нам нужна открытая политика

  • Автор: Василий МИТРОФАНОВ, председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области

16 апреля 2003 г. в газете «Восточно-Сибирская
правда» опубликовано открытое письмо заместителя
главы администрации области, начальника ГФУ А.А.
Козлова «Вольности с бюджетом недопустимы», где
освещена причина невыплат и наращивания долгов по
заработной плате в Нижнеилимском районе на основе
проверки формирования и исполнения бюджета
Нижнеилимского района за 2002 г. Обсуждение проблем
области на страницах газет, конечно же, оправданно.
Откуда еще, если не из газет, да еще из первых уст,
читателям черпать информацию о самых насущных
болевых проблемах? Удивляет другое — почему автор
статьи апеллирует к тому, что якобы председатель
Законодательного собрания области С.И. Шишкин в
одном из своих интервью в «Восточно-Сибирской
правде» (от 27 марта 2003г.) подверг сомнению
результаты проверок ГФУ Нижнеилимского района.

Обратимся к первоисточнику. При ответе на один из
вопросов журналиста Сергей Иванович сказал: «Есть
несколько важных обстоятельств (в создавшейся
ситуации с выплатой зарплаты. — В.М.). Мы должны
решить, действительно ли возникшая ситуация — итог
плохой работы мэров… Характерным эпизодом
последней сессии была дискуссия между Анатолием
Козловым, начальником ГФУ и Борисом Алексеевым,
мэром Нижнеилимского района, о том, кто виноват, что
бюджетники района вовремя не получали зарплату.
Анатолий Алексеевич признал, что объективно мэр не
виноват. Своим выступлением он дезавуировал
обвинения, которые звучали в адрес мэра Алексеева
всю осень». Как видно из сказанного, спикер ЗС ни
одним словом не подверг сомнению результаты проверки
ГФУ области Нижнеилимского района.

Будучи участником этой сессии, я помню, в контексте
какого вопроса повестки дня обсуждалась эта
проблема. При обсуждении вопроса повестки «О
депутатском запросе Б.Г. Алексеева к губернатору
области Б.А. Говорину «Об оказании содействия по
погашению кредиторской задолженности по заработной
плате работникам бюджетной сферы муниципальных
образований» докладчик от администрации А.А. Козлов
сказал буквально следующее: «По объему оказанной
помощи, скажем, Нижнеилимскому району мы сегодня как
бы опережаем другие муниципальные образования, то
есть мы понимаем, что ситуация там сложилась не
потому, что так хотел мэр или еще кто-то, там она
сложилась в связи с тем, что спад объема
производства связан с ГОКом, и выпадение доходов —
это как бы объективная реальность…»

Трудно не согласиться с Анатолием Алексеевичем. Это
действительно так. Усилия района, в том числе лично
мэра, были направлены, несмотря ни на что, на
смягчение ситуации с выплатой заработной платы
работникам бюджетной сферы. Это показала как
упомянутая ревизия ГФУ, так и проверка КСП,
проведенная чуть позже. Несмотря на серьезные
проблемы, которые испытывал на протяжении всего
минувшего года Коршуновский ГОК, главный
налогоплательщик района, план по доходам в
муниципальную казну исполнен на 95,8 процента. По
своим возможностям в расходах бюджета Дума могла
направить на выплату заработной платы из собственных
средств лишь 89 млн. руб., между тем мэрия выплатила
171,2 млн. рублей (при потребности 185, 2 млн.
руб.), образовав кредиторскую задолженность на сумму
14 млн. руб. Основная часть недостающей суммы на
повышение зарплаты — 82,2 из 96,6 млн. руб. —
покрыта следующими средствами: банковскими кредитами
на 15 млн. руб., финансовой помощью из области на 12
млн. руб., бюджетными ссудами на кассовый разрыв на
41,4 млн. руб., за счет других статей бюджета
(перемещениями, санкционированными Думой) — на 13,8
млн. руб.

При этом доля зарплаты (статья 1) к собственным
доходам составила более 70 процентов. Из сказанного
выше следует, что мэрией сделано все, что можно было
сделать для максимального сокращения долгов по
зарплате.

«Вольностей с бюджетом», на которые указывается в
статье А.А. Козлова, конечно, быть не должно, здесь
он совершенно прав. К сожалению, подобные факты
имеют место в организации бюджетного процесса почти
во всех муниципальных образованиях. На сегодня
Контрольно-счетной палатой проведена проверка 18
муниципалитетов, и в каждом из них обнаружены
подобные нарушения, многие из которых все же нельзя
квалифицировать как нецелевое использование
бюджетных средств. Тем более, не они главным образом
повлияли на ситуацию с задержкой заработной платы
работникам образования, здравоохранения, культуры.
Уверен, что эта проблема быстрей исчезла бы из
повестки дня, если бы обе ветви власти объединили
усилия над ее разрешением.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры