издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рынку ЖКХ необходима конкуренция

  • Автор: Ольга БЫСТРОВА, при содействии областной администрации

Жилищно-коммунальное хозяйство, пожалуй, единственная отрасль в России,
которая осталась вне рынка. Озабоченное этим правительство наметило ряд
серьезных задач, одна из которых — демонополизировать ЖКХ и развить в нем
конкурентную среду. Действительно, спустя десятилетие реформ кто же будет
качественно работать без системы стимулов и при отсутствии мотивации? Вот и
получается, что серьезнейшая отрасль, где существуют перспективные бизнес-
направления, оказалась незаметной для рыночной экономики.

Правительственные чиновники заявляют, что наша система ЖКХ изначально не была
задумана как система, позволяющая экономить энергоресурсы. В Советском Союзе в этом
не было необходимости, ведь отрасль содержало государство. С тех пор особых
изменений в системе ЖКХ не произошло — государство по-прежнему несет
ответственность за коммунальное хозяйство, только уже полностью не содержит. А
экономить так и не научились.

ЧТО ЕСТЬ

В настоящее время «коммуналкой» занимаются муниципалитеты. По словам
специалистов комитета по ЖКХ областной администрации, в нем отсутствует управление
как таковое — есть стопроцентный государственный контроль, но нет рыночных
регуляторов. Осуществляется просто администрирование и эксплуатация жилищного
фонда. Мэры очень неохотно идут на то, чтобы что-то поменять; большинство
предпочитает сохранить все как есть, при этом решают лишь текущие проблемы.

К примеру, в Иркутской области из 37 муниципалитетов лишь 3-4 делают радикальные
шаги в сторону реформ. Председатель комитета по ЖКХ и жилищной политике областной
администрации Петр Воронин считает, что большинство мэров (это касается всей России)
просто боятся потерять рычаги управления отраслью — ведь в том случае, если рыночные
механизмы заработают, от мэров будет мало что зависеть. Кроме того, многие мэры после
выборов впервые сталкиваются со сложной системой коммунального хозяйства, и им недостаточно
времени, чтобы разобраться во всем. В комитете говорят, что, к сожалению, не
могут реально влиять на ЖКХ, а только регулировать и вырабатывать общую концепцию
развития отрасли в регионе. Кстати, она является достаточно прогрессивной и
предусматривает повышение качества услуг, снижение затрат коммунальной
теплоэнергетики, внедрение новых технологий и создание конкурентной среды в
управлении жилищным фондом. Специалисты комитета уверены, что в качестве толчка к
развитию отрасли, в частности, может стать создание хотя бы одной альтернативной
управляющей компании в каждом муниципалитете.

К мнению администрации прислушался и пошел навстречу муниципалитет Ангарска,
внедрив сразу 4 «пилотных» проекта, на подходе Шелехов и Саянск. Мэр Ангарского
муниципального образования Евгений Канухин заявил, что не вмешивается в
хозяйственную деятельность «пилотов», а оценивает их работу по критериям качества.
Основными результатами работы является техническое состояние жилищного фонда и
удовлетворенность жильцов качеством жилищного обслуживания. «Мы стремимся
создать новые структуры, которые будут заинтересованы не увеличивать расходы, а
сокращать. Ведь чем лучше удастся сохранить жилье, тем меньше потребуется денег на
ремонт. Почему мы называем «пилоты» управляющими компаниями — потому что они
должны управлять жильем. Не допускать разрушения. Работать с жильцами по
сохранности жилищного фонда. Экономить на энергоресурсах, воде. Чтобы на этом в
итоге заработать», — заметил мэр. Муниципальное предприятие жилищного хозяйства
также может работать безубыточно, утверждает директор ангарского МУП ЖЭТ-2
Владимир Мунтян, который до нового года возглавлял один из «пилотных» проектов в
Ангарске. Для этого всего лишь необходимо отказаться от излишних затрат и научиться
управлять ресурсами.

ЧТО НЕОБХОДИМО

В первую очередь, необходимы новые нормативные документы в сфере ЖКХ. Без них,
считает Петр Воронин, коммерческим структурам будет очень сложно работать.

Затем, мэры должны для себя наконец-то понять, что на рынке уже назрела
необходимость в КОНКУРЕНЦИИ, которая необходима для формирования системы
управления ЖХК. По мнению экспертов, после принятия соответствующих
законодательных актов товарищества собственников жилья и кондоминиумов потеснят
монополистов в ЖКХ. С другой стороны, следует отметить, что помимо всего прочего у
отрасли есть своя специфика, которая не позволяет полностью ее переводить на рыночные
рельсы: должен быть баланс интересов государства (социальная защита граждан) и
рынка. Иначе говоря, внутри отрасль может и должна развиваться по рыночным законам,
а контроль за ней в целом остается у государства. Кроме того, необходимо разделить
функции управления и исполнения. Управлять в ЖКХ должны одни структуры —
профессиональные менеджеры, а исполнять — специалисты коммунального хозяйства.

Далее, как считают в комитете по ЖКХ, необходимо распределить зоны ответственности
между поставщиками и потребителями. Как один из шагов — поставить пресловутые
учетные приборы (по этому поводу уже много вышло рассуждений, однако фактически
сделано очень мало), снизить теплопотери. Кстати, те, кто уже установил счетчики,
утверждают, что фактически оплата за услуги ЖКХ снизилась.

Кроме того, не помешали бы инвестиции в отрасль. Ведь любое начинание требует
вложений. Понимая это, группа олигархов во главе с Анатолием Чубайсом и Алексеем
Миллером создала коммерческую структуру в сфере ЖКХ «Российские коммунальные
системы» с намерением вложить инвестиции. Делают они это с твердым намерением
навести порядок в коммунальном хозяйстве и вывести на рентабельность. Менеджеры
проекта уже договорились с 11 территориями, где будут его внедрять. Петр Воронин
считает, что это будет способствовать развитию отрасли в целом — ведь за проектом будут
наблюдать в том числе мэры и инвесторы. Пока же в Иркутской области реформа
отрасли внедряется исключительно на энтузиазме областной администрации и уже
существующих управляющих компаний.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры