издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из прошлого -- в будущее

В уютном кабинете директора областного краеведческого музея Людмилы Колесник за чашкой чая собрались Елена Зубрий, директор художественного музея имени Сукачева, и заместитель директора по науке архитектурно-этнографического музея "Тальцы" Александра Нефедьева - все заслуженные работники культуры. В неспешной беседе они начали вспоминать сложный период перестройки, когда музеи почти не финансировались, а "стремление к выживанию" подсказывало новые формы работы, развивало творческую инициативу у их сотрудников.

— Анализируя процесс развития сети музеев Российской Федерации, — говорит
председатель совета директоров областных музеев Елена Зубрий, —
понимаешь, как огромен наш мир. Краеведческие, художественные,
этнографические, литературные, персональные, мемориальные музеи — они
разные и все интересны своей направленностью, специализацией. Появились
новые экологические краски в работе историко-архитектурных музеев, начали
создаваться так называемые музеи неосязаемых предметов, например,
фольклорные, признанные сегодня на международном уровне.

В 90-е годы судьба музеев России зависела от субъектов федераций,
заинтересованного или незаинтересованного отношения к их сохранению.
Зависели они и от профессионализма руководителей, от количества
накопленных богатств. В Иркутской области тон задавал краеведческий
музей, из которого еще в 1936 году был выделен художественный, в
1994 — архитектурно-этнографический «Тальцы», а в 2000 году
— музей-усадьба декабристов. Краеведческий и художественный — музеи с устоявшимися
традициями, богатой научной и просветительской практикой работы. Но и
наши молодые музеи тоже учатся говорить на профессиональном языке.

Перемены, происходящие в последнее время, говорят о том, что музейный
мир живет активно, все время движется. Музейная сеть области не
просто сохранена, она приумножена. В прошлом году, например,
открылось четыре новых музея.

— Сейчас происходят качественные перемены, — продолжает
Елена Зубрий, — расширяется коммуникационная сфера деятельности.
Мы сотрудничаем с промышленными и банковскими кругами, с
общественными организациями, различными российскими и международными
фондами. Наши музеи стали полноправными членами такого крупного
образования, как Союз музеев России. Иркутская область, в отличие от других
административных образований, вошла в его ревизионную комиссию, стала
представителем региона. В составе союза у нас два голоса — это многое значит.
Расширяя общественные связи, мы стали учиться разговаривать современным
языком. Заинтересованное отношение к музеям накладывает на
нас строгие обязательства, в которых услуги должны быть более
качественными, а формы и содержание — разноплановыми.

Сохраняя традиции, в самое трудное время мы начали заниматься программной
для нас издательской деятельностью. В прежние времена выпускались
отдельные книги, например Алексея Дементьевича Фатьянова, который
оставил много интересных страниц из истории развития художественного
музея, но это были единичные авторские работы. Сегодня творят целые
коллективы, в содружестве возник труд «Сокровища земли иркутской».
Объединившись с восьмью музеями, мы выпустили альбом «Сибирский
портрет», подходим к изданию рукописи «Древнее искусство Сибири», участие
в котором примут более двадцати музеев Сибирского региона. И гордость
нашей коллекции — издание альбома «Российские академики ХVII—ХХ веков».
Музей декабристов возобновил издание уникального собрания сочинений
«Полярная звезда». В проекте — совместная историческая работа с иркутским
государственным университетом. Современные издания, особенно
художественные альбомы, — удовольствие дорогое, поэтому финансовые
проблемы лучше решать сообща.

О своей издательской деятельности руководители говорили с гордостью.
Книги помогают сделать сокровища музеев достоянием не только
Иркутской области, но и всей России и мира.

— Архитектурно-этнографический музей одним из первых стал издавать журнал
«Тальцы», хорошо известный в России и за рубежом, — рассказывает Александра
Нефедьева. — Также мы начали выпускать сборник «Известия архитектурно-
этнографического музея». Его содержание определяется аналогией издания
50-х годов, печатавшего серьезные научные труды и монографии. Наш музей
будет публиковать интереснейшую книгу Олега Бычкова «Охотничий
промысел Восточной Сибири» и материалы древних актов Федора Кочанова об
Илимском воеводстве, на которые часто ссылаются историки. Работа была
написана автором в 1700 году и состоит более чем из двухсот страниц. Это
уникальное издание мы будем публиковать полностью.

— Издательская деятельность приносит свои дивиденды, — продолжает разговор
Елена Зубрий, — нас видят, слышат, читают — значит, увеличивается число
посетителей. На 100% возросли доходы в музеях «Тальцы» и художественном.
Это говорит о том, что мы востребованы. Музей
декабристов в первый год самостоятельной деятельности заработал более
трехсот тысяч рублей, сегодня его доходы составляют более семисот тысяч. А
ведь дома Трубецких и Волконских — небольшие здания, в них постоянно идет
ремонт, потому что они деревянные и требуют тщательного ухода.

С открытием новых музеев расширяется культурное пространство нашей
области. В краеведческом музее после длительного ремонта вновь открыт отдел
природы, в который приходят сегодня тысячи детей. Этот музей по
направленности в работе уникален. Открыт и музей-усадьба Сукачева.
Его реставрация была
законсервирована на долгие годы, только в 2000 году был сдан первый
флигель, в 2001 — второй, а осенью этого года мы будем принимать третий.
Параллельно ведутся работы по восстановлению парка, дендрологические
исследования. В проекте — реставрация основного здания усадьбы, где будет
размещена картинная галерея, кабинет Сукачева и школа.

Закончена реставрация и прекрасной картинной галереи на улице Карла Маркса,
где проходят выставки наших современных художников. Работы велись на
спонсорские деньги и составили немалую сумму — 4 миллиона рублей. Галерея
была открыта на Рождество 2000 года и за это время стала одним из самых
посещаемых мест Иркутска. Реставрация всего выставочного зала
продолжается, мы надеемся, что при помощи администрации области и
спонсоров в недалеком будущем она будет завершена.

— В перестроечное время, — вступает в разговор Людмила Колесник, —
работники музеев не растерялись, трудности не расслабили коллективы,
наоборот, помогли сплотиться. Все это время
открывались выставки, строились экспозиции, собирался информационный
материал. Рождались интересные проекты, придумывались новые формы
работы. Мы начали проводить праздники для детей и родителей, разрабатывать
планы проведения выходного дня в музее, специализированные школьные
программы. Отсутствие финансирования не позволяло должным
образом вести хозяйственную работу, вовремя выплачивать зарплату.
Приходилось сдавать часть помещений в аренду, проводить коммерческие
выставки. Мы выстраивали работу так, чтобы музей жил, был интересен
посетителям. Думаю, что эти годы не прошли для нас бесследно, мы обрели
хороший опыт, научились генерировать новые идеи.

Каждый из отделов краеведческого музея — истории и природы по улице Карла
Маркса, выставочный в здании Спасской церкви, реставрационные
мастерские — работает на экспозицию. Появилась хорошая традиция
проводить праздники к Рождеству, Масленице, Пасхе, в отделе природы есть
дни медведя, птиц, Байкала, Земли. Наши сотрудники сами пишут сценарии,
шьют костюмы. Люди творческие, они загораются идеей и могут
творить чудеса перевоплощения. Посетители часто спрашивают: это у вас
артисты выступают? Вообще, театрализованные представления стали одной из
популярных форм нашей работы.

Мы не забываем и о том, что в районах есть подразделения, которые курирует
наш музей, посылаем туда экспонаты, помогаем строить экспозиции, делимся
всем, что имеем. Стараемся организовывать разноплановые выставки,
историко-краеведческого и художественного направлений. Особенно
нуждаются в творческой и методической помощи открывшиеся недавно музеи
на Ольхоне, в Куйтуне, Усть-Уде. Строятся и новые музеи, например, в
Балаганске и Кимильтее.

В эти дни проводится второй областной
музейный фестиваль «Маевка — 2003», учрежденный комитетом по
культуре администрации области и краеведческим музеем в 2002 году.
Это особая творческая акция, призванная объединять коллективы на идее
сохранения культурного наследия, стремлении работать инициативно,
заниматься образовательной, информационной, экологической и досуговой
деятельностью.

Людмила Колесник напомнила, что международные отношения в деятельности
музеев тоже имеют большое значение, они знакомят посетителей других стран с
историей и культурой Сибири.

В 2001 году, — рассказывает она, — выставка
краеведческого музея работала в Японии, с 1992 по 1996
— в Америке, были
показаны уникальные экспонаты в Корее. Хорошие связи с Японией
налажены и художественным музеем, который в недалеком прошлом провел с
этой страной обмен выставками.

— Сегодня мы работаем над российско-канадским проектом, — продолжила
разговор о международных отношениях Елена Зубрий, — виртуальной выставкой
«Русский пейзаж» в творчестве канадских и российских художников. Из
музеев России участие в этой работе принимают только два из Сибири —
Иркутский и Омский. Презентация пройдет осенью этого года в Петербурге,
она будет посвящена З00-летнему юбилею города. Другой проект —
крупнейшее издание Третьяковской картинной галереи » Русское искусство
ХVI- ХIХ веков», составленное из фондов двадцати шести музеев России. Этот
альбом будет представлен тоже осенью этого года на международной выставке
в Германии.

Заместитель директора по науке архитектурно-этнографического музея
«Тальцы» Александра Нефедьева вспоминает, что начало
российских реформ совпало у
них с моментом выделения из состава краеведческого. Музей на 47-м километре
Байкальского тракта тогда работал только летом, в него устремлялось множество людей. В 90-е
годы, когда жизненный уровень снизился, дела в музее тоже пошли на спад, в
1995 году количество посетителей от ста тысяч, которые бывали в прежние
времена, снизилось до тридцати.

Возникла и другая проблема: в отличие от соседей, которые имели богатые
коллекции, колоссальный опыт работы, музей «Тальцы» только начинал
формироваться. Оказавшись без денег, главной задачей он поставил сохранение
построек. Перевезенные дома, многие из которых были со 100- и 150 летним
прошлым, надо было поддерживать. В сложный период именно на эту работу
направлялась вся энергия, музей сумел сохранил свои памятники. Произошло
это, как считает А. Нефедьева, благодаря усилиям директора Владимира
Тихонова. Поддержало музей и присвоение ему звания памятника
федерального значения.

Благодаря глубоко заинтересованного подходы, подвижничеству
создавались не только отдельные архитектурные строения, сложилась среда
единения музея с природой, родилась особая аура, привлекающая посетителей.

— Самые трудные годы миновали, — продолжает рассказ о своем музее
Александра Нефедьева, — сегодня мы получаем не только областные, но и
федеральные деньги. В пошлом году сами заработали два миллиона шестьсот
тысяч рублей, из которых миллион шестьсот потратили на реставрацию, что
позволило музею развиваться дальше.

Многое меняется в жизни музеев. Сегодня из областного бюджета выделяются
средства на реставрационные работы, охранную и противопожарную
безопасность. Чувствуя реальную поддержку администрации области,
руководители музеев стараются оправдать доверие.

Наш город гордится своими старейшими музеями и теми, что были
открыты недавно. Совсем не важно, к какому ведомству — городскому,
областному или федеральному — они принадлежат. Культурное пространство
нашего города сегодня трудно представить без музея декабристов,
усадьбы Сукачева, городского музея и его филиала — дома художника
Виталия Рогаля. Музеи стали занимать значительное место в жизни
иркутян и жителей тех районных центров, где они сегодня работают. В
тихих залах каждый человек может найти отдохновение и покой души,
отдаляя себя от проблем суетной жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры