Программы развития муниципальных образований как эффективный инструмент региональной экономической политики
Развитие большинства муниципальных образований Иркутской
области в 2002 г. проходило в основном по инерционному сценарию, при
отсутствии продуманной стратегии развития как предприятий, так и самих
муниципалитетов. Наличие проблем в социально-экономическом развитии в
значительной степени свидетельствует о недостаточно эффективном
механизме управления и регулирования на местном уровне. На уровне
муниципальных образований, как правило, осуществляется в основном
ситуационное управление, мало внимания уделяется вопросам
координационного и стратегического управления.
С целью преодоления негативных тенденций в социально-
экономическом развитии Иркутской области в целом и в отдельных
муниципальных образованиях администрацией области в 2002 г. были
разработаны основные положения Схемы развития и размещения
производительных сил области, а также Программа социально-
экономического развития региона на период до 2005 г. Эти документы
позволяют органам местного самоуправления определить приоритеты
развития, свое место во внутриобластном разделении труда и
сконцентрировать усилия на решении поставленных задач.
Программно-целевой метод управления социально-экономическими
процессами, реализуемый через разработку и выполнение территориальных
программ социально-экономического развития, основывается на том, что
государственная политика в экономике и социальной сфере концентрируется
на достижении конкретных целей, которые будут достигнуты в определенной
временной перспективе (обычно за несколько лет) через решение
намеченных первостепенных задач. Программно-целевой метод позволяет
строить государственную политику неразрозненно — отказаться от
ситуационного подхода к решению проявившихся проблем каждым звеном
органов власти в отдельности и перейти к системному подходу концентрации
всех имеющихся ресурсов для координированного и поэтапного выполнения
программных мероприятий, выводящих регион на качественно иной, более
высокий уровень.
Для усиления взаимодействия администрации Иркутской области и
органов местного самоуправления в формировании и реализации единой
экономической политики в декабре 2002 года было подписано постановление
губернатора, рекомендующее разработать программы развития
муниципальных образований.
Большинство органов местного самоуправления активно
откликнулось на инициативу губернатора Иркутской области по разработке
данных документов. 25 органов местного самоуправления (из 37)
разработали программы социально-экономического развития территорий, и
они либо уже реализуются (как программа социально-экономического
развития г. Зимы), либо находятся на утверждении в представительных
органах власти муниципальных образований. В комитет экономического
анализа и прогнозирования на 1.05.2003 представлено 17 программ
социально-экономического развития, в том числе муниципальных
образований Слюдянского, Братского, Мамско-Чуйского,
Нижнеудинского, Усольского, Заларинского, Иркутского, Чунского,
Тулунского, Тайшетского районов, городов Бодайбо, Нижнеудинск.
В период подготовки программ администрацией области органам
местного самоуправления оказывалась методическая помощь:
— направлены методические
рекомендации по разработке программ развития городов и сельских
районов;
— проведено совещание с руководителями экономических служб
органов местного самоуправления по вопросам разработки программ и
влиянию реформ естественных монополий и жилищно-коммунального
хозяйства на социально-экономическое развитие отдельных территорий;
— проведены консультации по выбору идеологии программ,
структуры программ с экономистами органов местного самоуправления.
Наличие местных программ развития становится одним из основных
условий при распределении ассигнований по областным целевым
программам, областной адресной инвестиционной программе. В данном
вопросе областная администрация придерживается тех же взглядов, что и
федеральные органы власти, видящие необходимость выделения бюджетных
средств в части межбюджетных отношений прежде всего, если ясно
прослеживается, что за счет данных ресурсов решаются конкретные
стратегические задачи. Такова позиция Министерства экономического
развития России, в частности, руководители структур данного министерства
(руководитель департамента региональных программ Н.
Резванов Н. и руководитель департамента региональной экономики А.
Ушаков А.) заявляют, что программы социально-экономического развития субъектов
федерации «рассматриваются как предварительный и основной этап для
получения государственной поддержки на различных уровнях из различных
источников, в том числе через федеральные целевые программы. Перечень
мероприятий программы сокращения различий регионов предполагается в
первую очередь получать из программ социально-экономического развития
регионов. Также эти программы являются основой формирования
федеральных адресных инвестиционных программ».
Действительно, целесообразно выделять государственные средства
через механизм федеральных и областных целевых программ только в том
случае, если они идут на решение приоритетных задач регионов и
муниципальных образований, которые определены в программах развития
данных территорий. Государственные средства следует направлять на
решение наиболее важных государственных задач, которые, в свою очередь,
должны быть раскрыты в территориальной программе социально-
экономического развития. Тем самым удастся преодолеть ущербную, часто
критикуемую систему выделения государственных средств, основанную на
«выбивании» «ходоками» финансирования у распорядителя финансовых
ресурсов, т.е. кто чаще и активнее бывает у представителей власти, тот
имеет больше шансов получения средств, независимо от важности и
приоритетности его проблем в общетерриториальном масштабе.
Знаковым событием в региональной политике администрации
Иркутской области стало рассмотрение на административном комитете в
апреле текущего года программы социально-экономического развития
г. Зимы, по итогам которого удалось согласовать совместные действия
региональных и муниципальных уровней власти по обеспечению развития
данной территории. Важным стало решение по итогам данного
рассмотрения: в соответствии с идеологией данной программы,
определяющей своей основной целью повышение уровня жизни жителей
города за счет роста его экономического потенциала, были разграничены
сферы деятельности областной и местных властей. На региональный уровень
власти была отнесена поддержка осуществления экономических проектов,
включенных в программу развития (в том числе и предоставление гарантий
на получение кредитов), а муниципальным органам власти была отведена
ключевая роль в обеспечении выполнения социальных программных
мероприятий. При этом источником выполнения социальных мероприятий
программы были определены дополнительные бюджетные поступления,
образуемые от реализации экономических программных проектов. Важно
отметить, что все дополнительные доходы консолидированного бюджета
области (включая как местный, так и областной уровень), которые поступят
от реализации программных мероприятий, планируется направить на
развитие города.
Наличие качественно разработанных программ социально-
экономического развития муниципальных образований позволит проводить в
области согласованную социально-экономическую политику, сократить
дифференциацию между муниципальными образованиями по уровню
социально-экономического развития.