Доплаты к депутатским пенсиям
Необоснованны Заключение по закону Иркутской области "О внесении изменений и дополнений в Кодекс областных государственных должностей Иркутской области"
!I1!Вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещающих областные
государственные должности, регулируются статьей 23 Закона
области «Кодекс областных государственных должностей
Иркутской области» от 09.01.1996 г. N 4-оз (далее —
Кодекс).
В первоначальной редакции Кодекса (1996 г.) лица, замещающие
областные государственные должности, в связи с выходом
на государственную пенсию, при наличии стажа замещения
областных государственных должностей 12,5 лет для мужчин
и 10 лет для женщин, имели право на ежемесячную доплату
к пенсии в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплату
составляла 55% месячной оплаты труда соответствующего
лица с увеличением за каждый полный год работа на 3%,
но не выше 80% месячной оплаты труда. Законом области
«О внесении изменений в статью 23 Кодекса областных
государственных должностей Иркутской области» от 16.
12.1997 г. N 45-оз в статью Кодекса были внесены изменения,
согласно которым ежемесячная доплата к государственной
пенсии устанавливалась лицам, замещающим областные государственные
должности при наличии стажа замещения областных государственных
должностей 12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин в
размере 15% месячной оплаты труда с увеличением размера
доплаты на 1% за каждый полный год замещения должности,
но не выше 20% месячной оплаты труда. Законом области
от 11.07.2001 N 41-оз, минимальный стаж областных государственных
должностей для возникновения права на ежемесячную доплату
к государственной пенсии был увеличен до 15 лет. Названные
условия действуют по настоящее время.
Необходимость внесения изменений в обозначенные правовые
нормы обусловлена изменением федерального пенсионного
законодательства, в том числе определение с 01.01.2002
года новых условий пенсионного обеспечения федеральных
государственных служащих. В соответствии с Федеральным
законом «О государственном пенсионного обеспечении в
Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ федеральные
государственные служащие при наличии стажа государственной
службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу
лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости (инвалидности)
в размере 45% среднемесячного денежного содержания за
вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии,
с увеличением за каждый полный год стажа государственной
службы сверх 15 лет на 3% денежного содержания, но не
более 75% среднемесячного денежного содержания.
Администрация области в Законодательное собрание области
был внесен соответствующий законопроект, который концептуально
содержал подход к единству регулирования пенсионного
обеспечения лиц, замещающих областные государственные
должности, в том числе условии(?) о наличии 15-летнего
стажа государственной службы для назначения пенсии за
выслугу лет.
!I2!Принятый Законодательным собранием Иркутской области
16 апреля 2003 года Закон Иркутской области «О внесении
изменений и дополнений в Кодекс областных государственных
должностей Иркутской области», осуществляет новое правовое
регулирование вопросов пенсионного обеспечения областных
государственных служащих и депутатов Законодательного
собрания области, в соответствии с которым условия предоставления
права на пенсию за выслугу лет областным государственным
служащим аналогичны условиям предоставления права на
пенсию за выслугу лет федеральным государственным служащим,
а депутатам Законодательного собрания (по инициативе
депутатов) предоставлено право на ежемесячную доплату
к трудовой пенсии на условиях, аналогичных условиям
назначения доплат к трудовой пенсии депутатам Государственной
Думы Федерального собрания Российской Федерации. Так,
лицам, не менее год до прекращения полномочий исполняющих
на постоянной основе полномочия депутата Законодательного
собрания Иркутской области, устанавливается право на
получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости
(инвалидности) в таком размере, чтобы сумма трудовой
пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении
должности от одного до трех лет — 55%, свыше трех лет
— 75% их среднемесячного денежного вознаграждения.
Данный подход к вопросу пенсионного обеспечения депутата
Законодательного собрания представляется необоснованным.
Статус депутата Законодательного собрания и статус депутата
Государственной Думы Федерального собрания существенно
различаются. Вопросы пенсионного обеспечения депутата
Государственной Думы Федерального собрания Российской
Федерации урегулированы Федеральным законом «О статусе
Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального собрания Российской Федерации» от
08.05.1994 N 3-ФЗ и являются элементом статуса, учитывающим,
что все депутаты Государственной Думы работают на профессиональной
постоянной основе, по объему социальных гарантий депутаты
Государственной Думы приравниваются к федеральному министру,
председатель палаты, заместитель председателя палаты
— к председателю правительства Российской Федерации,
заместителю председателя правительства Российской Федерации
соответственно.
Закон Иркутской области «О статусе депутата Законодательного
собрания Иркутской области» от 11 октября 1995 г. N
258 не содержал и не содержит правовых норм, определяющих
пенсионное обеспечение депутата Законодательного собрания
области, соответственно, вопросы пенсионного обеспечения
депутата Законодательного собрания области взаимно увязаны
с осуществлением депутатской деятельности именно на
постоянной основе, а не являются элементом статуса.
Таким образом, возможность законодательного установления
гарантий по пенсионному обеспечению связана с замещением
областной государственной должности.
Кодекс, как это закреплено в его преамбуле, устанавливает
основы правового положения лиц, замещающих государственные
должности Иркутской области. В соответствии с законодательством
Иркутской области к областным государственным должностям
категории «А» относятся: губернатор области, председатель
Законодательного собрания области, заместители председателя
Законодательного собрания области, председатели, заместители
председателей и члены постоянных комитетов и комиссий
Законодательного собрания области, исполняющие полномочия
непостоянной (освобожденной) основе, председатель, заместитель
председателя, секретарь и члены избирательной комиссии
области, осуществляющие полномочия на постоянной основе.
Представление Законом области гарантий пенсионного обеспечения
(доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности)
отдельным группам лиц, замещающих определенные областные
государственные должности, должно быть основано на принципе
единства социальной и правовой защищенности лиц, замещающих
областные государственные должности с учетом принципов
организации власти в субъекте Российской Федерации.