Книга, которую я не забуду
Итоги областного конкурса литературного творчества детей Завершился областной конкурс литературного творчества детей и подростков "Книга, которую я не забуду" на лучший отзыв на книги иркутских писателей, объявленный Иркутской областной детской библиотекой им. Марка Сергеева.
«Нельзя представить полноценного воспитания, если человек в детском возрасте
не узнал на собственном опыте волнующей радости размышления над книгой». Эти
замечательные слова В.А. Сухомлинского как нельзя более соответствуют сути
прошедшего конкурса, конечная цель которого состоит в том, чтобы чтение и раздумье
над книгой стали не только интеллектуальной, но и духовной потребностью детей.
Более 300 работ из разных уголков нашей области пришло на конкурс: из городов
Усолья-Сибирского, Иркутска, Тайшета, Саянска, Слюдянки, Шелехова, Ангарска, Усть-
Кута, Братска, Усть-Илимска, Усть-Удинского, Жигаловского, Качугского, Иркутского,
Черемховского и других районов.
Конкурсные работы отличались жанровым разнообразием: это письмо к другу
или писателю, разговор с героем и страницы из дневника, размышления на тему «Что
открыла мне прочитанная книга».
В своих работах ребята рассказывали, чем привлекла их данная книга, какие
мысли она вызвала, о чем заставила задуматься. Многие передали свои впечатления о
прочитанном, реализовав их не только в слове, но и в красках.
Для своей конкурсной работы Оля Авдеева (13 лет) из с. Мамоны Иркутского
района выбрала форму диалога с главным героем рассказа Алексея Зверева «Пантелей».
До глубины души потрясенная тяжелой судьбой деревенского паренька Сани, который
вопреки враждебным ему обстоятельствам и постоянной нужде испытывает сильнейшую
тягу к знаниям, Оля посвящает ему стихотворные строки, органично вписывающиеся в
текст сочинения:
Спасибо, Саня, за уроки,
За стойкость, за характер, труд!
Пусть чувства добрые и мысли
Во мне живут, живут, живут!
Искренне сопереживает судьбе главного героя рассказа Валентина Распутина
«Уроки французского» Козлов Андрей (12 лет) из Усть-Кута, сопоставляя сюжет книги с
реальной жизнью: «Я невольно сравнивал себя с ним. Мы с ним чем-то похожи, хотя
живем в разное время. В деревне, где я живу, тоже начальная школа, и я уже три года
учусь в городе и приезжаю в деревню к деду и бабушке на каникулы. Очень скучаю по
ним в городе».
Самостоятельностью мышления, внутренней зрелостью отличается работа
ученицы 8 класса Зоновой Гали из г. Усолья-Сибирского, посвященная рассказу
Александра Просекина «Добрый мир». По мнению Гали, писатель на примере героев
своего рассказа исследует взаимоотношения между взрослыми и детьми, мир которых
отнюдь не безмятежен. Размышляя над перипетиями сюжета, Галя пишет: «В этом
рассказе мне открылась правда. Сколько бы ни было зла на земле, добро-то ведь тоже
есть: Я вдруг поняла, что не все так плохо, что не все потеряно…
Рассказ помог мне
обрести надежду, веру в то, что Добрый мир есть! С последней закрытой страницей я
оглядываюсь вокруг. И вдруг перед глазами встает расплывчатый образ Доброго мира. Он
ободряюще мне улыбается…»
Многие ребята, приславшие свои отзывы на книги, из всего многообразия жанров
выбрали форму письма — обращения к писателю или другу. Именно письмо дает ребятам
хорошую возможность высказать свои мысли в живой, непосредственной манере,
поделиться с собеседником своими самыми сокровенными и наболевшими мыслями.
Так, Невидальская Юля, ученица 8 класса из г. Саянска, написала письмо
писателю Геннадию Николаевичу Машкину, в котором поделилась своими впечатлениями
о прочитанном, о чувствах, вызванных рассказом «Еремин клад». Искренне возмущенная
корыстолюбием и неблагодарностью детей Еремы, ухаживающих за родным отцом в
надежде на будущее вознаграждение, Юля пишет Г. Машкину: «После Вашего рассказа о
судьбе деда Еремы я и на своего смотрю по-другому. Спасибо Вам за науку».
Ленчик Иван, ученик 7 класса из г. Усолья-Сибирского, свой отзыв на повесть
Гавриила Кунгурова «Артамошка Лузин» назвал так: «Неотправленное письмо
писателю» («Неотправленное» оно потому, что писателя уже нет в живых.).
История
дружбы двух таких разных мальчишек, каждый из которых «обрел друг в друге опору и
семью», пробудили в душе автора сочинения мечту о дружбе, которой всегда открыты
сердца мальчишек. «И вот за эту мальчишескую мечту и хочется сказать Вам, Гавриил
Филиппович, спасибо!» — заключает свое неотправленное письмо Иван Ленчик.
«Берегите друг друга» — так назвала свой отзыв на рассказ Валентина Распутина
«Что передать вороне?» Шайхразиева Юля (13 лет) из Иркутска. Обычная в общем-то
житейская история о хрупкости человеческих взаимоотношений, рассказанная писателем,
неожиданно для самой Юли позволила ей «увидеть со стороны обыкновенную жизнь
человека», научила ее «отличать правильное от неправильного». По ее убеждению, автор
ненавязчиво, тонко «учит нас прислушиваться к нуждам окружающих, ценить людей, не
упускать мгновение, которое еще может все изменить к лучшему, слышать и понимать
сердца друг друга».
Победителями конкурса стали Авдеева Оля из с. Мамоны Иркутского района и
Зеленина Татьяна из с. Еланцы Ольхонского района. Второе место заняли работы Ильенко
Алены из г. Слюдянка, Невидальской Юли из г. Саянска и Зоновой Галины из г. Усолья-
Сибирского. Третье место разделили Козлов Андрей из г. Усть-Кута, Солдатов Петр из п.
Горный Иркутского района, а также Шайхразиева Юля из г. Иркутска.
Победителям конкурса комитет по молодежной политике областной администрации
предоставил путевки во Всероссийский детский центр «Океан». Ребята, занявшие второе и
третье места, были награждены комплектами замечательных книг детских писателей.
Многие участники конкурса получили поощрительные призы и благодарственные письма.
Лучшие сочинения будут размещены на сайте Областной детской библиотеки им.
Марка Сергеева http://www.detstvo.baikal.ru