издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обязательное автострахование: выкачивание денег или социальная необходимость?

  • Автор: Алеанна ХОРОШЕВА, Ирина ДУГИНА

Закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» стал одной из тем последней сессии
Законодательного собрания Иркутской области. На «депутатский час» были
приглашены начальник ГИБДД УВД региона Владислав Шпанарский и
исполнительный директор Байкальской ассоциации страховщиков Сергей
Лобачев.

Пришедший вместо начальника инспекции его заместитель Александр Фирсов
сообщил депутатам, что закон вступит в силу с 1 июля, а наложение
административных взысканий на водителей, управляющих без страхового
полиса, начнется с 1 января 2004 года. На предложение депутатов рассказать
подробнее о том, что станет делать инспекция после 1 июля, когда техосмотр
можно будет проводить только застрахованным машинам, представитель
ГИБДД ответил, что обо всем этом он сможет рассказать только после участия в
окружном совещании в Новосибирске, которое было намечено на 30 мая.
Указаний, что делать для реализации закона на практике, от руководства
ведомства пока не поступало, заметил А. Фирсов.
Депутаты на сессии отметили, что пока даже в областном центре трудно найти
страховщика, не говоря уже о других городах, поэтому маловероятно, что с 1
июля в регионе появятся счастливые обладатели квитков о страховке.

Исполнительный директор Байкальской ассоциации страховщиков Сергей
Лобачев сообщил, что 27 мая в Москве состоялось заседание «круглого стола» по
вопросам введения обязательного автострахования. На нем говорилось, что в
ближайшее время министр финансов Алексей Кудрин должен доложить
правительству о готовности выдавать лицензии страховым организациям,
которые займутся «автогражданкой». По информации на 28 мая, условия
лицензирования страховых компаний еще не были готовы, отметил С. Лобачев,
и «я не уверен, что они появятся».

С.Лобачев также сообщил, что, по данным на 27 мая, в Минфин обратилось более
50 компаний, желающих страховать автогражданскую ответственность, в
основном московских, еще 30 компаний готовились подать документы.
Процедура лицензирования, предположил глава БАС, скорее всего, будет
проводиться по формальным признакам; в частности, присутствие во всех 89
регионах и не менее трех лет занятий страхованием автогражданской
ответственности. В связи с этим ни одна компания из Иркутской области не
подаст документы, и многие местные страховщики просто выступят в качестве
операторов для москвичей. Кроме того, подчеркнул он, ряд вещей в законе
просто не прописан, например, что делать тому, кто уже добровольно
застраховал свою машину, — зачем ему страховаться второй раз? Опять же,
понятно, что автомобиль не сможет ездить без водителя, — почему в таком
случае страховка выписывается на каждую машину, а не на каждого водителя?
Депутаты, заслушав выступления, предложили провести депутатские слушания
на эту тему. Однако спикер ЗС Сергей Шишкин успокоил коллег, отметив, что с
1 января 2004 года слушания будут идти каждый день на всех городских
улицах.

Депутаты ЗС также отметили, что принятые правила делают невозможным
получение страховки, так как требуют вещей нереальных — наличия
независимых свидетелей ДТП, что особенно актуально для малонаселенных
территорий с большими расстояниями. Также у некоторых депутатов вызвало
настороженность сообщение о том, что все собранные средства — около 1
млрд. долларов — будут аккумулироваться в фонде, созданном при Ассоциации
автостраховщиков России. В конечном счете депутаты высказались против
введения обязательного страхования автогражданской ответственности с этого
года. Парламентарии решили подготовить обращение к федеральным властям о
необходимости перенести срок вступления закона в силу на два-три года
вперед. С таким предложением выступил председатель Собрания Сергей
Шишкин, отметивший, что начало действия закона породит массу конфликтных
ситуаций.

Справка: премьер-министр РФ Михаил Касьянов 7 мая 2003 года утвердил
размер базовых тарифов по страхованию автогражданской ответственности
владельцев автотранспортных средств. Для юрлиц — владельцев легковых
автомобилей базовая ставка страхового тарифа установлена в размере 2375
рублей, для физлиц — 1980 рублей.

По информации представителей страховых компаний Иркутской области,
введение обязательного автострахования ничего нового не предусматривает,
весь объем работ по фиксации ДТП останется таким же, как и до введения
нового закона. Страховщики с обидой говорят о том, что на сессию не были
приглашены профессионалы, готовые в деталях разложить положения закона. В
большинстве регионов РФ в настоящее время с большим интересом относятся к
обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
Совместные совещания с участием ГУГИБДД МВД РФ и Российского союза
автостраховщиков по вопросу введения в действие закона об обязательном
автостраховании уже прошли в ряде федеральных округов РФ, в том числе в
СФО. О серьезной заинтересованности к введению в действие закона говорит
присутствие на совещаниях представителей органов госвласти. Все
мероприятия прошли под патронажем полномочных представителей президента
РФ по федеральным округам с участием сотрудников аппаратов губернаторов и
руководителей межрегиональных инспекций страхового надзора. Все
выступающие высказывают одну и ту же мысль: что в законе есть не полностью
доработанные детали, и со временем придется вносить коррективы, но вводить
его в действие необходимо в назначенные сроки. Без практики и наработанной
статистики трудно дать оценку правильности расчетов по определению
базового тарифа и поправочных коэффициентов, а также готовности компаний к
оказанию данного вида услуг населению.

По словам заместителя генерального директора ООО «СК «Ангара» (г. Братск)
Александра Антонова, «Ангара» подала заявление на получение лицензии для
оказания услуг по обязательному страхованию автогражданской
ответственности. В Российский союз автостраховщиков (посредник между
компаниями и департаментом страхового надзора Минфина РФ), по
информации А. Антонова, в период с 19 по 21 мая было подано 54 заявления от
российских компаний, желающих получить разрешающие документы на
осуществление обязательного автострахования. «Ангара» была единственной
компанией Иркутской области, которая официально заявила о своем намерении
и в ближайшее время надеется уже получить лицензию.

А. Антонов также сообщил, что ранее «Ангара» наряду со страховыми
компаниями других регионов подписала договор о взаимном представлении
интересов страхователей по обязательному автострахованию в субъектах
федерации. В случае наступления страхового случая у клиента, выехавшего за
пределы своего региона, компания, подписавшая договор на представление
интересов клиентов других участниц договора на своей территории,
урегулирует вопрос с убытками, выплатит страховое возмещение.

По предположению других экспертов страхового рынка Иркутска, низкий
уровень капитализации ряда страховых компаний области не позволил им стать
участниками этого договора. Одним из условий участия в подписании являлась
достаточно высокая единовременная плата. Деньги шли на разработку единой
информационной системы договорившихся между собой компаний.
Эксперты также заметили, что в случае получения местными компаниями
лицензии на обязательное страхование деньги, получаемые от этого вида
страховки, будут оставаться в регионе. Деньги же, получаемые по
обязательному автострахованию компаниями-агентами, пойдут в другие
территории, где зарегистрированы компании — получатели лицензии.

Кроме того, эксперты считают, что закон об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев автотранспорта в сегодняшних
условиях социально крайне важен. Применяемая до настоящего времени
практика подачи в суды общей юрисдикции исков о взыскании убытков с
виновных ДТП, как правило, ни к чему положительному для пострадавшего не
приводила. А большинство пострадавших вообще предпочитали не обращаться
в суд, зная, что потраченное время и силы не принесут положительного
результата. Страховые компании, специализирующиеся на автостраховании,
обязаны будут выплатить деньги застрахованному клиенту при наступлении
страхового случая.

Что касается сложившегося мнения по поводу очередного выкачивания денег с
населения при введении обязательной автостраховки, то местные страховщики с
ним не согласны. В новом законе прописано, что введения обязательного
автострахования предусматривает получение ими прибыли в размере не более
5%. Кроме того, этот вид страхования, на многолетнем опыте западных стран,
всегда был достаточно рискованным и крайне невыгодным для компаний, так
как возникает слишком много непредсказуемых ситуаций при ДТП.
В законе изложено много критериев, по которым устанавливаются базовые
тарифы по обязательному автострахованию: в зависимости от возраста и стажа
водителя, количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством,
от мощности двигателя автомобиля, от периода эксплуатации автомобиля.

Некоторые критерии у специалистов вызывают несогласия. В частности,
положение о том, что повышающий коэффициент устанавливается на более
мощные машины, к которым относятся, как правило, автомобили иностранного
производства, уровень комфорта и безопасности (наличие подушки
безопасности, антиблокировочной системы и т. д.) которых, в большинстве
случаев, не вызывает опасения. Чего нельзя сказать об отечественных
автомобилях, которые с точки зрения безопасности до сих пор остаются
достаточно неблагополучными. Эксперты заметили, что все спорные моменты в законе в
ближайшее время будут оттачиваться и доводиться до оптимального уровня,
что позволит учесть интересы всех сторон, участвующих в обязательном
автостраховании.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры