издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Все краски мюзикла

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Это для меня было совершенно непостижимо: 23 года тому
назад Иркутский театр музыкальной комедии ставил мюзикл
«Целуй меня, Кэт!», а я ничего из того спектакля не
помню. Не стану разбираться, почему, и, абсолютно не
одержимы воспоминаниями, смотрю новую премьеру — теперь
уже музыкального театра — того же мюзикла.

Мюзиклы, мюзиклы, мюзиклы… Кажется, началась новая
волна ажиотажного увлечения этим жанром, она, эта волна,
с Бродвея докатилась до России, и вот уже на сцене Московского
театра эстрады в течение года идет мюзикл «Чикаго» с
Киркоровым во главе, в другом конце этого города —
печально знаменитый «Норд-Ост», а в Иркутске решили вернуться
к «Целуй меня, Кэт!» К. Портера.

Мюзикл, если взглянуть на него ретроспективно, возник
во второй половине 20 века и сначала был примитивным
увеселением, эдаким музыкальным шоу. Только потом,
когда в него пришли Дж. Гершвин, Дж. Керн, Ф. Лоу, Л.
Бернстайн, К. Портер и многие другие композиторы, а
с ними пришла значительная драматургия, нередко базирующаяся
на Шекспире, Б. Шоу, Диккенсе и даже Вольтере, а
балетную направленность обеспечили Дж. Баланчин, А.
Де Милль, а в России — Г. Шаховская, Р. Гербек и др.,
мюзикл обрел законченную энциклопедическую формулировку:
«мюзикл — это музыкально-сценический жанр, использующий
выразительные средства вокального, драматического и
хореографического искусства».

Именно эти три компонента определяют радостное впечатление
от новой постановки мюзикла на сцене Иркутского музыкального
театра. Танцевальность насквозь пронизывает все
действие спектакля, где-то иллюстрируя вокальные номера
героев, и тогда — несущая грусть или невысказанные
чувства; где-то обретающая самостоятельность, но в совокупности
составляющая мощный зрелищный пласт неувядающей фантазии
главного балетмейстера театра Людмилы Цветковой, впервые
представшей перед зрителями в своем почетном звании
лауреата Международного конкурса балетмейстеров.

Спектакль отличается безусловной ансамблевостью, где
роли четко и ярко проработаны, характеры индивидуализированы,
исполняются легко, без нажима и ложного комикования
и потому составляют зрелище веселое, очаровательное
в своей убедительности. Не умаляя творческих заслуг
всего актерского состава спектакля, я все же хочу остановиться
на образах Фреда Грехема и Лилли Ванеси.

Фреда играет засл. арт. России Владимир Яковлев. Это,
несомненно, необычная роль в творческой биографии артиста:
в ней много вокала (правда, часто вокал содержит купленный
материал, но есть и достаточно обширные и сольные, и
дуэтные номера), в ней много драматургического текста,
который предполагает еще и сиюминутные превращения,
ибо по ходу действия Фреду приходится играть другую
роль — Петруччио из комедии Шекспира «Укрощение строптивой».

Вл. Яковлев — талантливейший артист нашего театра,
я бы даже сказал, его украшение. Этим спектаклем, этой
ролью он еще раз продемонстрировал, что может играть
почти все: от героя-любовника и героя-простака до
буффонадного комика. В роли Фреда столько естественности,
столько убедительной человечности во всем: и когда он
ссорится со своей бывшей женой, и когда он страдает
от невозможности спасти свой театр, и когда разыгрывает
страсти Петруччио в конфликте с изобретательной Катариной,
и когда он поет…

И рядом достойная партнерша — актриса Елена Бондаренко
в роли Лилли Ванеси. Ее творческий диапазон также счастливо
безграничен: она и классическая, и социальная героиня,
она может быть броской, каскадной и милой субреткой.
Она прошла и освоила все нюансы опереточного, рок-оперного
и просто музыкального жанров, и всегда и везде ее присутствие
на сцене — откровение. Лилли Ванеси по воле авторов
мюзикла похожа характером на Катарину из «Укрощения
строптивой», но Елена Бондаренко находит краски, черточки
поведения, которые разнят женские образы, сообщая им
общую привлекательность и достоверность.

Главный дирижер театра Н. Сильвестров придал оркестру
джазовый характер, звучание его приобретает
особую ритмику и акцент, привнося необходимый колорит
американскому мюзиклу.

Двухмерность декораций (сценограф А. Тарасов) создает
безусловный адрес происходящего и необходимое обжитое
пространство для действующих лиц спектакля. Одно мне
показалось излишним в новой премьере театра — это чрезмерно
часто возникающее затемнение на сцене и чрезмерное,
не всегда оправданно большое количество дыма.

И в том, что все компоненты, оправдывающие жанр мюзикла,
работают и спектакль приобрел характер волнующий и праздничный,
добрый и нестандартный, несомненная заслуга и удача
режиссера-постановщика Натальи Печерской, с чем ее и
весь постановочный коллектив и поздравляем!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры