Груз ценою в жизнь
11 июня исполняется 80 лет отделу Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в городе Иркутске.
Созданный на 127 лет позже корпуса регулярной
фельдсвязи в России, он, тем не менее, не числит
себя в стороне от общей истории ГФС и гордится тем,
что немало ярких страниц в нее вписано и иркутянами.
… А вообще-то первое, по-настоящему историческое
упоминание о фельдъегерской службе произошло задолго
до официального оформления ее в какие-то отдельные
структуры и «корпуса» и породило не только высокую
оценку ее качества и возможностей, но и целое
направление… в олимпийском движении. Кто не помнит
эпизода, когда в 490 году до нашей эры, после победы
греков над персами у Марафона, греческий юноша-гонец
пробежал 42 километра до Афин и, воскликнув:
«Радуйтесь, афиняне, мы победили», — пал мертвым?
Он был первым известным «марафонцем» и…
фельдъегерем.
В наше время никто не требует, конечно же, чтобы
гонцы падали замертво, но требования к
оперативности, ответственности и долгу остаются
неизменно высокими. Как, впрочем, и в изначальные
времена, когда в России создавалась государственная
служба связи особого назначения.
Первый официальный фельдъегерский корпус был создан
Указом Императора Павла I в 1796 году и
предназначался для обеспечения именно надежной
правительственной связи.
Резонно спросить: а какова сегодня нужда в ангирдах,
гемеродромах, гонцах или фельдкурьерах, если есть
Интернет, электронная почта или высокочастотная
связь?
— Ну, во-первых, есть и информация, которую пишут в
одном экземпляре и передают на бумажных носителях, а
во-вторых, способа передачи надежнее, чем из рук в
руки, еще не придумали, — поясняет начальник отдела
ГФС в Иркутске подполковник внутренней службы Сергей
Комаров. — А в-третьих, это единственная возможность
до конца довериться чувству долга и ответственности
фельдъегеря и, до конца же, быть уверенным, что для
сохранения спецгруза будет сделано все…
И это сказано не просто для слова. История
Иркутского отдела ГФС России знает немало примеров
самоотверженной службы фельдъегерей, которые цену
груза ставили выше цены собственной жизни…
23 декабря 1934 года во время крушения поезда N 41
вместе с составом под лед Ангары ушли и секретные
документы и ценности. Несмотря на 40-градусный
мороз, сопровождавшие груз фельдъегери отдела связи
ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю В. Антонов, В. Казаков
и В. Павлов столько раз ныряли в реку, сколько
потребовалось для спасения документов и 46 ящиков с
золотом…
19 марта 1972 года при выполнении авиамаршрута Москва
— Омск — Иркутск произошла авария самолета. После
аварийной посадки в Омске офицеры фельдсвязи Г.
Афонин и Б. Богатырев не только спасли почту, но и
сделали все, чтобы помочь экипажу в спасении
пассажиров…
3 января 1994 года в результате авиакатастрофы
самолета, выполнявшего рейс 130 по маршруту Иркутск
— Москва, погибли старшие офицеры фельдсвязи
капитаны внутренней службы А. Большедворский и И.
Огарков. Корреспонденция была сохранена полностью.
Имена отважных офицеров увековечены на мемориальной
доске в отделе ГФС, их памяти посвящены традиционные
соревнования по стрельбе и лыжным гонкам.
— Работа фельдъегеря никогда не была ни легкой, ни
самой доходной, — продолжает Сергей Комаров. —
Просто есть такие понятия, как долг и патриотизм,
как бы их в последние годы ни пытались принизить. Не
случайно ведь в нашем отделе сложились и
фельдъегерские династии — Ходаковых, Сапожниковых,
Шевчуков… Не случайно прослужили в отделе по
двадцать семь лет майоры Валерий Вотинцев и Сергей
Бехтерев.
… Я напросился проехать маршрутом обычного дня с
майором внутренней службы Сергеем Мартыновым.
Никакой демонстративности — ни спецэмблем на машине,
ни спецсопровождения ( к слову, все офицеры
фельдсвязи — отличные мастера стрельбы и
рукопашного боя). Единственная примета —
фельдъегерская сумка особого кроя.
В пути говорим почти обо всем, но, каждый раз, доезжая до
адресата, Сергей оставляет меня «у порога» и дальше
идет сам: прием и передача корреспонденции — дело особое…
— Сергей, ну мало ли обстоятельств… Храни,
конечно, Господь, но бывают же «форс-мажоры»? Как тогда?
— Даже если попадаешь в аварию, в первую очередь обеспечь охрану груза и его
передачу сменщику, а уж потом думай о «скорой», — говорит Сергей, и на его
лице ни тени рисовки. Впрочем, как и обязательной в этом случае дежурной
улыбки…
— Ну, а если на твоих глазах совершается преступление?
— По инструкции, конечно же, груз… Но ведь и преступление преступлению
рознь. Все зависит от обстоятельств.
— Ты знаешь, что конкретно везешь?
— Конечно, не знаю. Потому и говорю: в первую очередь груз…