Не надо бояться народа!
Одним из весомых аргументов за объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа была его политическая подоплека. Администрация президента очень хотела доложить Путину, что поставленная задача по укрупнению субъектов федерации выполняется. Здесь, как говорил Горбачев, главное - начать. Началось давление на власти округа и области, настойчивые рекомендации ускорить события. В такой обстановке, естественно, многие тревожились, что политики, как говорится, вместе с водой выплеснут ребенка. Могло состояться объединение ради объединения, ради галочки для центра. И тогда и в округе, и в области раздались призывы не торопиться, оценить перспективы, взвесить все за и против.
Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа до сих пор является
главной темой политической дискуссии в регионе. Свою
точку зрения на процесс объединения двух субъектов
Федерации высказал депутат Законодательного собрания
Иркутской области от Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа Михаил МАТХАНОВ.
— Сегодня мы можем констатировать: давление
федерального центра уменьшилось. На призыв
администрации президента откликнулись власти
Коми-Пермяцкого округа, и главная экспериментальная
площадка будет находиться там. Между прочим, именно
туда пойдет и приоритетное финансирование — Москва
не позволит, чтобы первый объединенный субъект
федерации, первый «пилотный» проект президента,
терпел нужду и лишения. Что же, население
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
получило передышку, возможность задуматься, взвесить
все за и против, принять осознанное и трезвое
решение.
По-своему это время решили использовать и противники
объединения. Не секрет, что определенная часть
окружной элиты в связи с объединением округа и
области проявляет нервозность. Скажем
прямо: центром сопротивления является
административная Усть-Орда, а точнее — примерно 200
семей, которые после объединения понесут потери
политические и, главное, экономические. Эти люди
громче всех кричат о бурятской культуре, о
национальной автономии. Но на самом деле их в первую
очередь интересует возможность контролировать
финансовые потоки, направляемые в округ из Москвы, и
управлять округом в лучших традициях феодальной
Золотой Орды.
Небольшая, но обеспеченная и опирающаяся на связи в
Бурятии и Агинском округе окружная элита перешла в
наступление. Все мы видим, что в округе развернулась
настоящая кампания против объединения. Тем, кто
посмел в свое время высказаться в поддержку
объединения субъектов федерации, уже налеплены
ярлыки предателей бурятского народа, не больше и не
меньше. При этом риторика некоторых «патриотов»
граничит с разжиганием национальной розни: вопрос
начинает обсуждаться, как будто речь идет об
объединении суверенного бурятского округа и
враждебной «русской» области. Один шаг остался до
осуждения межнациональных браков и намеков на судьбу
некоторых регионов Северного Кавказа.
Риторика нынешних окружных властей не находит
понимания даже у наших соседей в Улан-Удэ. По
крайней мере настойчивые попытки втянуть в
обсуждение «судьбы бурятского народа» Совет
Народного Хурала Бурятии пока закончились ничем.
Зато власти округа нашли горячую поддержку у
парламентариев в Агинском Бурятском автономном
округе, столь же беспросветно дотационном и не
менее автономном, чем УстьОрда.
В этой обстановке я, депутат Законодательного
собрания Иркутской области, уроженец округа и
гражданин Российской Федерации, считаю необходимым
еще раз обозначить свою позицию. Я неоднократно
заявлял и заявляю сейчас: я являюсь убежденным
сторонником объединения Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа и Иркутской области. Я убежден,
что объединение и вытекающая из него экономическая
интеграция приведет к росту уровня жизни населения
округа — всех без исключения, как бурят, так и
русских.
Сегодня звездный час оппонентов объединения. Что же,
давайте рассмотрим их аргументы, спокойно, без
истерики проанализируем их контраргументы. Итак,
чем всем нам угрожает объединение с иркутянами?
Основных угроз несколько: во-первых, «под угрозой»
оказывается сам статус бурятского народа. Во-вторых,
сегодня в округе бюджетное обеспечение лучше, чем в
области. Кроме того, существование автономного
округа позволяет финансировать мероприятия по
сбережению культуры бурятского народа, а заодно и
позволяют сдерживать миграционные процессы и
вытекающее из него растворение бурят в массе
небурятского населения.
Итак, статус. Сегодня на страже интересов бурятского
народа стоит солидный депутатский корпус. Никто из
народов не представлен в федеральных структурах
столь мощно, как буряты. На все наши национальные
субъекты приходиться четыре депутата Государственной
Думы и шесть членов Совета Федерации. Насколько
эффективно отстаивают наши политики интересы
бурятских субъектов Федерации? Есть прецедент, когда
эти видные политические деятели выступали единым
фронтом или хотя бы координировали свои усилия? Нет.
И дело даже не в том, что значительная часть нашего
депутатского корпуса — из коренных москвичей. Работа
депутата Кобзона приносит Аге реальную пользу.
Просто три территории — Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский округа
— абсолютно разные, они имеют разную экономику,
интегрированы в разные территориальноэкономические
комплексы. Усть-Орде выгодны низкие тарифы
Иркутскэнерго, а значит, высокий уровень Байкала.
Улан-Удэ считает, что тарифы нужно выравнивать, а
уровень озера понизить. Округу объективно выгоден
северный маршрут строительства нефтепровода,
Республика Бурятия выступает за южный. Так, может
быть, не стоит все валить в одну кучу: конкретные
экономические интересы населения — каждого
хозяйства, каждого человека — с красивыми, но
несколько абстрактными словесами о национальной
солидарности? Необходимо отметить, что сегодня никто
из политиков серьезно не обсуждает вопрос о
возрождении единой неделимой Великой Бурятии в
границах 1937 года.
Лучшее бюджетное обеспечение. Да, это правда. А вот
в то, что это произошло в результате титанических
усилий окружных властей, верится с трудом. То, что
округ стабильно обеспечивается федеральной дотацией,
— результат политики федерального центра, а точнее,
президента Владимира Путина. Отмени федеральную
дотацию, и через месяц округ рухнет в финансовую
пропасть. Но не чересчур ли оптимистично будет
утверждать, что это на века? Федеральному центру
сегодня нужно пережить думские выборы,
и для того, чтобы не подарить глубинку
коммунистам, Минфин будет платить. Что произойдет
после выборов, не может предсказать никто. Соседняя
Иркутская область хоть и имеет несравненно меньшую
бюджетную обеспеченность, зато живет, как
говорится, на свои. И если бы не ударное повышение
заработных плат бюджетникам, преспокойно обходилась
бы без федеральных средств. Усть-Ордынский округ
вроде бы как стоит в очереди за бесплатным супом и
демонстрирует непоколебимую уверенность, что так
будет продолжаться вечно. Хотя куда как логичней
было бы сконцентрироваться на интенсивном развитии
сельского хозяйства и животноводства: увеличивать
товарность производства, работать над переработкой и
упаковкой. Словом, сделать наконец шаг от
домашнего частного хозяйства к агропромышленному
комплексу — конкурентоспособному производству,
которое может создать реальную налогооблагаемую
базу. И делать это лучше рядом именно с Иркутской
областью — крупнейшим потребителем продукции округа.
Теперь культура. Много слов, хороших и правильных,
сказано о сохранении национальной культуры
бурятского народа. А что, для развития бурятской
культуры непременно требуется отдельный титульный
субъект федерации? А если произойдет объединение, то
все бурятские школы немедленно закроют и насильно
заставят забыть родной язык? Уж позвольте в это не
поверить. А то нынешние радетели языка не знают, с
каким скрипом идет сегодня обучение бурятскому языку
в школах? Кто-нибудь задумывался над тем, почему
дети бурят не хотят учить родной язык? Потому что он
не востребован даже в национальном округе. Он не
востребован, практически не нужен. О языке молодежь
вспоминает только в родительском доме, в деревне, да
и там нередко стесняется говорить. Так, может быть,
культура национального языка, как и национальные
традиции, зависит не от наличия или отсутствия
субъекта федерации, а от того, насколько есть
внутренняя потребность в обладании ими? И если такой
потребности нет, сколько ни надувай щеки, ни
финансируй национальное образование — результат
будет печален. В лучшем случае одетые бурятами
артисты по праздникам будут изображать приезжим
гостям что-нибудь эдакое. Никто не отрицает, что
национальную культуру надо не только сохранять, но и
творчески развивать новые направления. Разве это
невозможно в новом субъекте Федерации?
Другая сторона этой же проблемы — миграционные
процессы. Якобы объединение приведет к массовой
миграции бурят за пределы округа, а в итоге — к
ассимиляции, утрате национальной идентичности. Да,
эти процессы идут полным ходом, и молодежь бежит из
округа. И будет бежать — потому что молодежь нынче
хочет жить в благоустроенной городской квартире с
теплым санузлом и ванной, пользоваться Интернетом и
ходить в кинотеатры со стереозвуком. Да и не только
молодежь — что, старики не уезжают к детям в
Улан-Удэ и Иркутск? И объединение тут роли не
сыграет: едва ли мигрантов удержит административная
граница округа. Если только комунибудь из ретивых
«автономистов» не придет в голову обнести округ
«железным занавесом».
А лекарство от этих бед одно: народ устал жить по
планке семидесятых годов прошлого века — когда
кирзовые сапоги и телогрейка заменяли мужику и
повседневный и парадный костюм. Люди хотят жить
лучше. А ключ к достойной жизни — это в первую
очередь устранение искусственных барьеров между
областью и округом.
Теперь несколько слов о плюсах объединения.
Вопервых, усиление экономической интеграции с
Иркутской областью резко улучшит жизнь частных
животноводческих хозяйств. Иркутская область давно
уже практикует финансирование перспективных хозяйств
из бюджета, обеспечивает их племенными животными,
финансирует ветеринарную помощь. Хотя в начале
каждого финансового года высокие лица из округа
обязательно сделают что-нибудь эдакое, что уменьшает
финансирование сельхозпроизводителей округа.
Во-вторых, решится транспортная проблема, которая
упирается в финансирование из двух разных бюджетов.
Иркутск — крупный транспортный центр, добираться до
него проще и быстрее, чем до «столицы» в Усть-Орде.
Все равно сегодня из Нукутов и Алари, например, в
Усть-Орду приходится добираться через Иркутск.
Со здравоохранением тоже все ясно. Сколько ни
вкладывай средства в окружную медицину, на базе
окружной больницы невозможно в обозримом будущем
построить многопрофильный клинический комплекс, в
котором можно было бы осуществлять сложные операции.
При всем огромном уважении к врачам, которые
трудятся в округе, нужно признать, что современная
медицина — это прежде всего научноисследовательская
база, система подготовки и переподготовки кадров,
дорогостоящее оборудование. В округе пациент может
получить квалифицированную первую помощь, пройти
диагностика, но существует целый ряд заболеваний,
которые лучше лечат в Иркутске. Не секрет, что
сегодня пациентов из округа в больницах Иркутска не
жалуют (хотя и лечат). Отсутствие возможности
цивилизованно выстроить взаимоотношения между двумя
бюджетами приводит к тому, что жители округа,
нуждающиеся в медицинской помощи, зависят от доброй
воли главного врача областной больницы, председателя
комитета здравоохранения Иркутской области,
губернатора. Пока позиция Иркутской области такова:
будем помогать, как говорится, по-соседски. Если
завтра эта позиция изменится, то округ ничего
поделать не сможет, иркутяне находятся «в своем
праве». Объединение позволит расставить все на свои
места — и жители округа получат гарантированное
право на лечение.
Закончится ли с объединением существование бурятской
национальной автономии? А кто собирается отнимать
право бурят на национальную автономию? Когда мы
говорим об объединении, мы говорим об Усть-Ордынском
муниципальном образовании в составе Иркутской
области с особым статусом, гарантирующим
существование национально-культурной автономии.
Особый статус предполагает выборность главы округа в
ранге заместителя губернатора Иркутской области,
руководители подразделений окружной администрации
могут быть в ранге первых заместителей
соответствующих подразделений администрации области.
Наконец, необходимо разработать четкую программу
развития экономики округа, реализация которой
гарантирована федеральным центром. Программы по
сохранению национальной культуры и языка должны быть
прописаны в рамках отдельной статьи в федеральном
бюджете.
Последнее слово должно принадлежать населению
округа, а не власть имущим. Свое слово должны
сказать рядовые труженики. Те, у кого даже не
спросили, нужна ли им эта самостоятельность, кому
такая независимость не принесла ни доходов, ни чести
— только головную боль.
Я считаю, что сейчас необходимо проводить
референдум. И лучше провести его быстрее, потому что
уже сегодня тема объединения в устах политиков
приобретает нездоровый националистический оттенок. А
ведь не за горами выборы в Государственную Думу, и
вопрос о необходимости объединения нужно снять в
октябре-ноябре текущего года. Тогда тема референдума
не станет разменной монетой в выборных баталиях.
Я хочу быть честным по отношению к своим землякам.
Вот они, плюсы и минусы объединения, и решать
жителям области и округа. Если люди скажут «нет» —
значит, так тому и быть. Но если они скажут «да», то
нам, народным избранникам (депутатам окружной Думы,
областного парламента, Государственной Думы), нужно
идти до конца и не останавливаться, пока воля
народа не будет выполнена.