Жизнь выбрала нас
!I1!Судьбы театров, как судьбы людей. Свои взлеты и трагедии, свои разочарования
и обретения. Когда подходишь к определенной дате в своей биографии,
наступает необходимость
оглянуться на прожитое, проанализировать сделанное, подумать ради чего живешь,
что ждет впереди.
Современному зрителю, сегодняшней молодежи трудно представить Иркутский
ТЮЗ им. А. Вампилова в годы его основания, окунуться в те далекие
двадцатые… Россия только что вышла из войны ценой страшных потерь, экономика
разорена, продовольственный и промышленный кризис сотрясали страну. Голод и
разруха. Но люди были полны решимости строить новый мир, поднимать хозяйство,
работать во имя великих идей. В эти же годы полным ходом идет театральное
строительство, закладываются основы театральных организмов, создаются новые
направления в театральном искусстве, возникает множество новых театров в столице и на
периферии. Например, в Москве Театр МГСПС (ныне им. Моссовета), театр Революции
(ныне им. Маяковского), театр им. Евг. Вахтангова, театр им. Мейерхольда, создаются
экспериментальные студии. Новая власть в центре и на местах поддерживает театральное
строительство, прекрасно понимая всю важность и значимость такой кафедры, с которой
много можно сказать, а главное, пропагандировать новую идеологию.
Итак, в 1928 г. Восточно-Сибирским крайкомом комсомола было решено создать
в г. Иркутске молодой, боевой пролетарский театр. Через газету «Власть труда»
комсомольцы крайкома обратились к молодежи с этим призывом. Откликнулись более
400 человек. Конкурс был велик, а отбор тщателен и кропотлив. Состав нового театра
количественно не должен был превышать 25 человек. Приходили пробовать себя в
актерском мастерстве участники художественной самодеятельности, уже знавшие вкус
аплодисментов и зрительского успеха; не обстрелянные новички, ни разу в
жизни не стоявшие на сцене; рабочие, конторские служащие, артельщики.
Приходили с фабрик, заводов, приезжали из близлежащих сел на подводах.
Конкурсный отбор длился несколько дней. И вот первая труппа театра набрана.
Их было немного, самых первых актеров, молодых, энергичных, устремленных в будущее
основателей театра рабочей молодежи — ТРАМа. Не все выдержали испытание
суровыми театральными буднями, кто-то впоследствии ушел, кто-то влился в коллектив
позже. Трудностей было много, особенно на первых порах становления театра, все
приходилось начинать с нуля. Своего помещения не было, работали на арендуемых
площадках, в холодных, не топленных, промерзлых залах, часто сменяемых,
разбросанных по разным концам города, добираться до которых приходилось пешком, по
морозу по несколько километров. Продуваемые сибирскими ветрами, одетые кое-как,
живя на чисто символическую плату, в виде продпайка, они верили в свое театр, в то, что
он выживет, выстоит, не умрет, несмотря на невероятные трудности того послевоенного
голодного времени.
Мы помним имена этих энтузиастов — основателей, которые в 1928г. в холодном
январе дали жизнь новому театру, зажгли огонь в своей душе, и пронесли его на
протяжении многих десятилетий, даря этот свет души людям.
Это Васса Климанова, острохарактерная актриса, обладавшая недюжинным
природным талантом, умом, органикой. Кабаниха из «Грозы» Островского, Простакова
из «Недоросля», мать из одноименной повести Горького, пушкинская Арина Родионовна и
другие роли были сыграны ею. «… Роста она
была высокого, статного телосложения, голосом обладала сочным, характером волевым,
сильным, темпераментом горячим…» — такой она осталась в памяти современников. На
Климанову специально приходили в театр, да по несколько раз на один и тот же
спектакль, восторгаясь ее талантливой игрой. Она первой в труппе была удостоена
звания заслуженной артистки РСФСР.
Таисия Козлитина на протяжении 20 лет бессменно исполняла роль Кота в
сказке П.Маляревского по книге Ш.Перро «Кот в сапогах». Да как исполняла! Дети и
взрослые штурмовали кассу театра, чтобы попасть на спектакль с ее участием.
Надежда Кушникова — ТРАМовка с первого дня и первого спектакля.
Лирическая героиня. Была великолепна в роли Луизы Миллер, в пьесе Шиллера
«Коварство и любовь» и в других ролях.
Николай Лысенко — ведущий актер труппы. Современники запомнили его яркую
работу в роли Платона Кречета.
Петр Лавров — интеллигентнейший человек, тонкий вдумчивый актер.
Механизм театра он знал в совершенстве. Много работал и как режиссер-ассистент у
разных постановщиков, неоднократно ставил спектакли сам.
Владимир Шестерников — воплощал на сцене тип простолюдина, этакого
смекалистого русского парня. От простодушных рабочих в ТРАМ(овских) пьесах он к
зрелости пришел к классическим ролям, как Дикой в «Грозе», Простаков и Цыфиркин в
«Недоросле».
Иннокентий Коршунов — незаурядный актер. Редкостное сочетание острой
характерности и задушевного лиризма на десятилетия обеспечили актеру положение
одного из ведущих мастеров труппы.
Первым показанным спектаклем молодых артистов в 1929г. была пьеса
питерского рабочего Ивана Скоринко «Бузливая когорта» . Пьеса о бурном
революционном времени, об идеях Октября. В ней уделялось внимание герою, человеку
нового типа — революционеру, борцу за пролетарскую власть среди множества чуждо
настроенных элементов.
Пьеса, естественно, была выдержана в идеологии того времени, имела форму
агитационного плаката, обличала свергнутый «навеки» строй эксплуататоров.
Осторожно разворачиваем старые, пожелтевшие от времени афиши,
сохранившиеся в архивах театра, от них веет далеким временем, его ветры доносят до
нас, в век 21-й шум и крики ликующей публики: «Ура! Вся власть — Советам!»
аплодисменты, горячее дыхание зала…
Спектакль был встречен восторженно. В начале в зале застыла тишина. Зрители,
не высказавшие еще своего отношения к увиденному, настороженно молчали. Актеры
стояли за кулисами и с тревогой поглядывали друг на друга, прислушивались. Пауза
длилась какие-то секунды. Но вдруг будто разом с грохотом что-то оборвалось. Это все
заглушил гром аплодисментов, свист, топот ног, крики. Ура! И взлетающие в воздух
шапки и фуражки. За кулисами обнимались и плакали. Это была первая победа молодого
театра. Это был их первый успех. Сохранилась программа спектакля. В перечне
фамилий исполнителей находились те же фамилии, что и среди технических работников:
монтировщиков, реквизиторов, костюмеров — и это не удивительно, потому что для
спектаклей все делали своими руками: тогда в ТРАМе не существовало разделения на
творческие и технические цеха. Первый директор ТРАМа, В.Радихин был
монтировщиком и радистом, актеры изготавливали декорации, актрисы шили костюмы.
Держишь в руках старую программку и прикасаешься к истории, к людям, ушедшим от
нас далеко, навсегда…
В 1937г. происходит реорганизация театра и ТРАМ становится ТЮЗом —
театром юного зрителя. Тогда в стране шла активная политика в пользу образования
детских театров, открывалась особая страница в истории мирового сценического
искусства. В Москве Наталья Сац создает первый в мире Детский Театр, в Петрограде
выразителем этих идей и создателем театра для детей становится А. Брянцев, в
Краснодаре — Самуил Маршак.
Число детских театров по стране увеличивалось год от года. Их творческие
принципы только еще вырабатывались. Для детской сцены писались пьесы по мотивам
русских сказок, произведений Г.Х.Андерсена, Перро, братьев Гримм, Марка Твена. С
реорганизации Иркутского ТРАМа в ТЮЗ изменился и репертуар театра: он стал более
углубленнее, ярче, выразительнее. В театр приходит классическая драматургия:
Шекспир, Шиллер, Гольдони; для молодежи ставятся комедии Мольера, Островского,
Гоголя. Основное место уделяется детской и юношеской пьесе. Иркутский ТЮЗ к этому
времени получил постоянное здание, на углу Ленина и Карла Маркса, в самом центре
города, в красивом особняке, ранее носившем название Дом Гиллера. В этом здании ТЮЗ
располагается по сей день. Иркутский театр может гордиться своим драматургом,
который много лет работал в нем заведующим литературной частью, это Павел
Маляревский. Он писал сказки, которые после первых постановок в Иркутском театре
быстро расходились по многим сценам России: «Меч Китая», » Чудесный клад»,
«Счастье», бесчетное количество замечательных инсценировок по сказкам, среди
которых «Кот в сапогах», — спектакль, ставший на многие годы визитной карточкой
ТЮЗа, «Репка», «Конек-Горбунок», для которого он с группой соавторов писал
либретто в 1960г. к одноименному балету на музыку Родиона Щедрина в Академическом
Большом театре СССР. Павлом Маляревским были созданы не только сказки, но и пьесы
для взрослых, написаны труды по литературоведению и театроведению. Был этот человек
личностью незаурядной, яркой индивидуальностью, большим писателем, оставившим
заметный след в истории и биографии Иркутского ТЮЗа.
Еще во времена ТРАМа, т.е. с самого зарождения театра, у основ его стоял
талантливый человек, композитор Павел Гоголев. Он создал оркестр, который ко
времени реорганизации театра составлял 15 человек. Наличие собственного оркестра
позволяло ТЮЗу брать в репертуар много музыкальных пьес, вводить хорошую музыку
в контекст драматургического материала. Кстати, к 75-й
годовщине ТЮЗа им.А.Вампилова
решено воссоздать оркестр. Предложение театра о возобновлении оркестра Комитет по
культуре администрации Иркутской области поддержал и дал положительный ответ. И в
ближайшем будущем спектакли ТЮЗа, вновь будут сопровождаться «живой» музыкой.
Шли годы. Приходили и уходили режиссеры, актеры, технические работники
цехов. Кто-то прочно и навсегда оставил след в истории театра, а кто-то исчезал
бесследно. Архивы ТЮЗа хранят память о талантливых, ярких режиссерах:
Молдавском, Захарии Вине, Семене Казимировском, Владимире Федосееве, Владимире
Симоновском, Ксении Грушвицкой, Борисе Преображенском, Льве Титове, Эверте
Корсакове, Вячеславе Кокорине. Никто не подсчитывал, сколько раз поднимался и
опускался театральный занавес, а вот примерное количество зрителей, пришедших за 75
лет работы театра в его стены, подсчитали. Оказалась вполне внушительная и
впечатляющая цифра — более 7 млн.человек! Сколько поколений сменилось за эти годы.
Приходил на спектакли ТЮЗа и за кулисы к друзьям-актерам будущий знаменитый
драматург Александр Вампилов. Он начинал писать свои первые рассказы. Некоторые из
них впоследствие, через несколько десятков лет, лягут в основу инсценировки и
спектакля, созданного Виктором Токаревым по ранним рассказам Александра Вампилова
«Мы бежали от заката». Сейчас спектакль в репертуаре театра и является одним из тех,
что составляют своего рода визитную карточку ТЮЗа им. А.Вампилова.
Режиссер увидел и почувствовал в ранних рассказах молодого Александра Вампилова
глубину, внутреннюю драматургичность построения, свежесть, новизну. Нужно было
найти удачную форму подачи материала, и она была найдена — форма студенческих
импровизаций. Спектакль получился светлым, чистым, добрым. Он о любви, о весне, о
красоте души и окрыленности. В разные годы на сцене ТЮЗа были поставлены и
другие произведения Вампилова. Это и «Прощание в июне», дважды поставленный на
сцене ТЮЗа в разные годы ( реж. В. Симоновский, реж. А. Ищенко), «Прошлым летом в
Чулимске» (реж. А. Ищенко), и спектакль «Предместье» (реж. В. Кокорин) и «Старший
сын» (реж. В. Токарев). В 1987 г. Иркутскому ТЮЗу было присвоено имя выдающегося
земляка, драматурга Александра Вампилова.
Театр тесно сотрудничает с сибирским прозаиком, ставшим уже при жизни классиком,
мудрым, всем сердцем болеющим за духовность народа, нравственность его, Валентином
Распутиным. В репертуаре театра его «Последний срок», а в планах
— постановка
«Прощания с Матерой», над которым будет работать режиссер Александр Ищенко.
Пользуется успехом у зрителей спектакль по пьесе драматурга, (а в прошлом актера
Иркутского ТЮЗа Владимира Гуркина «Любовь и голуби». В 80-х годах известный
российский режиссер Владимир Меньшов снял фильм по этой пьесе.
!I2!Говоря о сегодняшнем дне театра нельзя не сказать о том, что всегда основным
направлением в работе ТЮЗа им. А. Вампилова был ориентир на классику, на традиции
школы русского психологического театра. У ТЮЗа им. А. Вампилова есть свои давние
традиции, которые сохраняют и передают сегодня мастера сцены: нар. арт. РФ Вениамин
Филимонов, заслуженные артисты РФ Валерий Елисеев, Нина Олькова, Любовь Почаева,
Галина Проценко, Людмила Стрижова, Николай Кабаков, ведущие актеры: Михаил
Ройзен, Олег Тупица, Владимир Привалов, Владимир Безродных, Людмила Попкова,
Наталья Юдина, Александр Измайлов, Елена Грищенко, Елена Константинова, Марина
Егорова, Алена Партысь, Рустам Мухамедьяров, Ольга Дерфлер, Надежда Шнайдер,
Мария Толочко, Валентина Прадун, Александр Кузнецов. Отдельно слова
признательности хочется сказать о старейшине Иркутского ТЮЗа, патриархе его сцены,
отдавшем полвека творческой жизни этому театру Олеге Акоповиче Матеосове. В 1952 г.
пришел он в этот театр молодым актером и до сих пор верой и правдой служит ему.
Интересна и разнопланова молодежь ТЮЗа: Игорь Бялоус, Наталия Маламуд, Николай
Кулебякин, Анжела Маркелова, Елизавета Назаркина, Михаил Цыбань, Алексей
Ларионов, Александр Свистунов.
Последние годы театр возглавляет директор Виктор Токарев, который
прошел путь от выпускника актерского факультета Иркутского театрального училища,
затем учеба и стажировка в Москве у Андрея Гончарова при театре им. Маяковского,
работа в качестве главного режиссера и ныне — руководителя театра. На него возложена
не только административная работа, но и ответственность за художественный уровень
выпускаемых спектаклей, за сегодняшнюю судьбу театра, ибо театр не
может жить успехами прошлыми или надеждами. Есть настоящее время,
данное нам. И именно это время призван познать и воплотить художник. 2003 год-
юбилейный для нашего театра, ТЮЗу им. А. Вампилова — 75 лет! Он продолжает свой
путь, и сейчас нам, живущим уже в 21-м веке сложно поведать обо всем, чем жили,
дышали, что любили люди ушедшего века, люди, жившие 75 лет назад, рассказать, ничего
не упустив и не растеряв. Но мы стараемся сохранить то, что досталось нам в наследство :
память и традиции. Время все расставляет на свои места. Оно отсеет лишнее и оставит для
будущей истории то, чем мы живем сейчас. Нам же остается жить в сегодняшнем
времени, любить эту жизнь, любить людей, любить свою профессию, которая выбрала
нас.