издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уроки мастера

  • Автор: Римма ГРАБЛЕВСКАЯ, виолончелистка

Проходят годы. Сменяются поколения музыкантов в Иркутском
симфоническом оркестре, продолжая радовать слушателей
бессмертными творениями мастеров.

В любом музыкальном коллективе всегда есть группа ведущих
музыкантов, личностей, составляющих как бы основной
костяк. Публика знает их в лицо. Это лучшие из лучших.
Таким в нашей памяти остался виолончелист Лев Соломонович
Штейман, приехавший в Иркутск в конце 60-х годов. В июне
2003 года ему исполнилось бы 100 лет.

Это был блестящий виолончелист доброй старой школы,
мастер, вызывавший уважение и служивший примером творческого
долголетия. Несмотря на преклонный возраст, он чудесно
владел инструментом и играл уверенно, активно и неутомимо. Ведь
до Иркутска Лев Соломонович 40 лет работал концертмейстером
группы виолончелей в оперном театре города Донецка.
Он являл собой образец для подражания, и у него можно
было поучиться тому, о чем не прочитаешь в книгах.

На заре моей творческой биографии мне довелось работать
со Львом Соломоновичем за одним пультом. Как увлекательно
звучали тогда его рассказы о былом, в частности, о виденных
им в молодости спектаклях Мейерхольда.

Своими воспоминаниями о коллеге делятся оркестранты.

Юрий Кузьмин (скрипач): Музыка поддерживала силы, бодрость
духа Льва Соломоновича. Однажды (а он уже казался нам
почти Мафусаилом) ему пришлось неожиданно сыграть небольшое,
но «капризное» соло в 1-й симфонии П. Чайковского. Соло
прозвучало, по любимому выражению великого Глинки, «отчетливо»
и образно. Музыканты принялись стучать смычками по пультам
в знак восхищения.

Вячеслав Колмыков (контрабасист): Интересные эпизоды
случались в его биографии. Представляете, Льву Соломоновичу
в юности во время гражданской войны довелось играть
на трубе в армии анархистов под предводительством легендарного
Н. Махно.

Валентин Тихонов (виолончелист): Чувствовалось, что
Лев Соломонович обладал отличной школой и физической
выдержкой. Он прекрасно и без волнения сыграл большое
соло из «Приглашения в танцу» Вебера. А когда пришлось
играть оперные аккомпанементы, тут уж Лев Соломонович вырвался
вперед, ведь опера сопровождала всю его жизнь.

О себе Лев Соломонович говорил мало. Но кое-что мы все же узнавали.
Так, в детстве он рос вместе с моим бывшим профессором,
известным виолончелистом Григорием Пеккером. Ему посчастливилось
слышать выдающихся исполнителей, например, скрипача
Яна Кубелика — «чешского Паганини».

Когда из Москвы в Иркутск приехал всемирно известный
солист-виолончелист Михаил Хомицер, который исполнял
с нашим оркестром концерт Шумана, Лев Соломонович накрыл у себя
дома праздничный стол и пригласил нас, иркутских виолончелистов,
вместе с его другом Хомицером к себе в гости. Тогда
же Лев Соломонович подарил мне два сборника сложных, трудоемких
этюдов. Когда-то он играл их все подряд наизусть.
Мы храним память о Льве Соломоновиче Штеймане, прекрасном
музыканте, интересном и умном человеке, отдавшем всю
свою долгую жизнь певучему и красивому инструменту
— виолончели.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры