издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Господство в воздухе

  • Автор: Иван КИНЩАК, студент ИГУ

!I1!»Господство авиации противника в воздухе было полное…»; «Моим
частям двигаться нельзя было из-за огромного количества самолетов
противника. Буквально каждая наша автомашина расстреливалась»;
«Авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому
все перегруппировки, передвижения и наступательные действия
пришлось производить ночью, так как днем бомбардировочная и
истребительная авиация противника наносила огромные потери и срывала
любые замыслы»; «На протяжении всех боевых действий нет нашей
авиации. Противник все время бомбит»; «Успеху противника особенно
содействовала беспрерывная поддержка авиации, при полном отсутствии
действия авиации с нашей стороны».

В первые дни войны подобные доклады поступали «наверх» на всех
фронтах и направлениях. По свидетельствам очевидцев, наша авиация не
то что не могла противодействовать противнику. Ее просто не было
видно!

В чем же причины того, что Красная Армия в одночасье осталась без
авиации? Казалось бы, ответ известен, он найден еще много лет назад и
кочует из одной работы по Великой Отечественной войне в другую. Он
прост и складывается из нескольких составляющих.

Во-первых, это техническая отсталость ВВС Красной Армии. Считается,
что на вооружении нашей авиации состояли самолеты, безнадежно
устаревшие и неспособные конкурировать с немецкой техникой. В
частности, если говорить об истребителях, то И-15, И-153 и И-16,
составлявшие большую часть парка, были вчерашним днем авиастроения
и не шли ни в какое сравнение с Messerschmit Bf.109.

Вторая причина — низкая подготовка летного состава, наземного
персонала и командования. Профессиналов было мало, а налет у молодых
летчиков — мизерный. Уроки авиационных сражений в Западной Европе
учтены не были, тактика воздушных боев не отвечала реалиям
современной войны. Советские ВВС имели громоздкую и сложную
организацию, крайне затруднявшую их применние в боевой обстановке.

И третья причина, которая, пожалуй, считается самой главной, состоит в
том, что вся авиация находилась в непосредственной близости от границы
и не успела рассредоточиться по полевым аэродромам. Поэтому одного
удара немцев хватило, чтобы завоевать господство в воздухе.

!I2!Что же касается противника, то он обладал военно-воздушными силами,
не превзойденными по мощи. Сила Люфтваффе складывалась из отличных
самолетов, по многим параметрам превосходивших технику всех своих
противников, из летчиков-асов, которые на них летали, и прекрасной
организации, в основу которой был заложен принцип четкого
взаимодействия с наземными войсками.

Казалось бы, все очень просто и давно разложено по полочкам. На самом
же деле все было не совсем так.

Тезис о технической отсталости ВВС Красной Армии в традиционной
советской версии поражения принимается чуть ли не как аксиома. Но
достаточно сравнения характеристик самолетов, чтобы убедиться в
беспочвенности этого утверждения.

При одинаковых с Bf.109E вооружении, скорости у земли и
скороподъемности И-16 уступал немцу (на 20%) в скорости, значительно
(на 47%) превосходя его в горизонтальной маневренности. И-153, на 30-
40% уступая «Мессершмитту» в скорости на всех высотах, в два раза
превосходил его в горизонтальной маневренности (ничуть не уступая ему,
вопреки распространенному заблуждению, и в скороподъемности).

Очень низкая удельная нагрузка на крыло в сочетании с рекордно
высокой энерговооруженностью (к энерговооруженности «устаревшего»
И-16 только к концу войны смогли приблизиться «Спитфайр» Mk-IX и
Bf.109K, да и то лишь при так называемых «чрезвычайных» режимах
работы двигателя продолжительностью 5-10 минут) обеспечили
феноменальную маневренность.

В 1940 началось производство МиГ-3, истребителя, отличного от И-16, но
вовсе не лучшего, чем он. Он обладал рекордной скоростью на большой
высоте — 640 км/ч, но при этом заметно уступал «устаревшим»
истребителям в маневренности. Для чего же создавался истребитель,
качества которого наиболее полно проявлялись на высоте 6-8 тыс. метров,
в то время как воздушные бои разворачивались на высоте 3-4 тыс. метров,
а иногда и не больше 700м? Есть предположение, что своим появлением
МиГ-3 обязан не кому-нибудь, а Англии, которая в годы «дружбы»
Сталина с Гитлером вынашивала планы бомбардировки советских
нефтяных промыслов на Кавказе.

Что касается Германии, то такой роскоши, как серийное производство
самолетов нескольких типов, Гитлер позволить себе не мог. Поэтому
Messerschmit Bf.109 был создан как многоцелевой истребитель. Он
сочетал в себе среднюю маневренность и среднюю скорость, ибо
невозможно соединить в одном самолете высокую маневренность и
высокую скорость.

Дело в том, что главным источником аэродинамического сопротивления
самолета является крыло. А главной силой, способной искривлять
траекторию полета, является подъемная сила крыла. И чем меньше
удельная нагрузка на крыло, тем больше маневренность. Таким образом,
если мы хотим быстро летать, нам нужно «маленькое» крыло. А если мы
хотим дать самолету большую маневренность, то крыло нужно сделать
«большим». В этом и заключается противоречие между скоростью и
маневренностью.

С этой проблемой столкнулись американцы во Вьетнаме. Их «Фантомы»
и «Старфайтеры», имея большую скорость и не обладая достаточной
маневренностью, становились легкими жертвами советских
противовоздушных комплексов С-75.
Что касается вооружения русских и немецких истребителей, то и здесь
часто говорится о нашей отсталости. Объясняют это тем, что на наших
самолетах стояли пулеметы, а на немецких — пушки; какое же может быть
сравнение между пушками и пулеметами?

!I3!На самом деле и здесь все было не так. Во-первых, отечественные
пулеметы винтовочного калибра (7, 62 мм) имели достаточно высокие
характеристики и ни в чем не уступали немецким.

Во-вторых, советская авиапромышленность успела выпустить
значительное количество истребителей не только с пулеметами
винтовочного калибра, но и с крупнокалиберными пулеметами (12, 7 мм),
которые были не хуже немецких 20-мм пушек.

В-третьих, уже с 1938 г. в массовом масштабе начался выпуск
истребителей с пушечным вооружением (И-16 тип 17), которое
превосходило немецкие образцы.

В-четвертых, пушки, обладая, разумеется, большей разрушительной
силой, уступают пулеметам по другим параметрам: больший вес и
габариты, следовательно, меньшее количество стволов, установленных на
один самолет; более сильная отдача, следовательно, раскачка самолета и
деформация узлов установки, снижающие точность стрельбы,
значительно меньшая, чем у пулемета, скорострельность
И в-пятых, Америка закончила войну с «Мустангами» и
«Тандерболтами», которые не имели ни одной пушки. Их что, так же, как
И-16 и И-153, следует считать устаревшими?

ВВС Красной Армии были организационно разделены на АДД (авиацию
дальнего действия), фронтовую авиацию, которая находилась в
подчинении фронтов (в мирное время — округов), армейскую, входившую
в состав армий, и войсковую, подчинявшуюся стрелковым,
механизированным и танковым корпусам. Одним словом, авиация
оказалась разбитой на множество мелких частей. Собрать все эти части в
«кулак» было весьма проблематично.

Основной организационной единицей Люфтваффе, аналогичной нашему
полку, была авиационная группа. Она состояла из нескольких эскадрилий
(staffel). Группы сводились в эскадры (geschwander), а эскадры
объединялись в воздушные флоты. Такая достаточно простая структура
позволяла легко управлять всей авиацией и держать ее в «кулаке» .

Теперь — к вопросу об уровне подготовки личного состава.

Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК «О реорганизации авиационных сил
Красной Армии» 25.02.41 г. была введена ускоренная подготовка военных
летчиков. Этот документ предусматривал 9 месяцев обучения (13 в
мирное время) и 50 -54 часов учебного налета до отправки летчика в полк.
Годовой налет в строевых частях был установлен в 160 часов.
Следовательно, летчики, прошедшие такую «скорострельную»
подготовку, к началу войны не могли оказаться в авиаполках.. С немцами
втретились совсем другие летчики. Мало того, что очень многие из них
прошли Испанию и Халхин-Гол. В ходе только финской войны наша
авиация совершила 83 тысячи боевых вылетов, в то время как на счету
немецкого 2-го Воздушного флота, составлявшего половину всех сил
Люфтваффе на Восточном фронте, к 12 ноября 1941 было 40 тысяч
вылетов.

Что касается уровня наземного персонала, то его легко оценить по
состоянию матчасти. На 22 июня 1941 года 87% самолетов в военно-
воздушных силах Красной Армии были исправны. В Люфтваффе эта
цифра составляла 77-80%. Думаю, комментарии излишни.

Один из лучших асов Рейха, Вернер Мельдерс (115 побед), начал воевать
еще в Испании в легионе «Кондор». Обобщив боевой опыт, он внедрил в
Люфтваффе два вида боевого порядка: rotte (пара) и schwarm (две пары).
Кстати, истребители летают так до сих пор. Наши же летчики, как
правило, продолжали лететь звеном. В таком порядке третий самолет,
остававшийся без прикрытия, «съедался» противником.

Годом раньше для вторжения во Францию немцы имели 4050 самолетов
всех типов и назначений. А к июню 1941 численность группировки
Люфтваффе на Восточном фронте составляла 3509 самолетов, из них
исправных боевых — около 2000. Не правда ли, мало, если принять во
внимание масштабы территорий? Но больше было взять негде, ибо через
два года после начала второй мировой немецкие авиационные заводы
работали в одну смену…

А заводы Сталина в мирное время работали в две и даже в три смены. С
1938 по 1941 было выпущено 23 тысячи самолетов! Из них так
называемых самолетов нового типа — истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3,
бомбардировщиков Дб-3, Пе-2, штурмовиков Ил-2 и Су-2 — почти 7000
штук, то есть в два с половиной раза больше, чем боевых самолетов,
которыми немцы к началу войны располагали на востоке. Разумеется,
были авиакатастрофы, потери на Халхин-Голе и в Финляндии, какие-то
машины выработали свой ресурс, но большая часть все же должна была
находиться в строю. В западных же округах Советского Союза на 22 июня
1941 года находилось не менее 10 тысяч самолетов. Выходит, что
численный перевес нашей авиации над немецкой был более чем в 4 раза!

К середине июля в авиаполках Западного фронта насчитывалось 389
исправных самолетов. Войска Юго-Западного фронта имели 250
исправных машин. На Южном фронте было 649 самолетов. Плюс к этому
218 самолетов, оставшихся в частях Северо-Западного фронта, и 585 — в
Московской зоне ПВО. Таким образом, потери советской авиации
составили 8000 машин!

…По немецким данным, во время кампании в Европе как польская, так и
французская авиация была разгромлена еще на земле. Число французских
самолетов, уничтоженных на аэродромах, немцы определяли огромными
цифрами: до 1000 штук. На самом же деле потери французской авиации
в мае-июне 1941 составили 795 самолетов, из них в воздушных боях было
потеряно 320 машин, в авариях — 235 и лишь 240 — от немецких ударов по
аэродромам. Генерал-лейтенант Г.П. Кравченко, командующий ВВС
Прибалтийского особого военного округа, на совещании советских
военачальников в декабре 1940 года заявлял, что задача уничтожения
самолетов противника на аэродромах является наиболее сложной и
«большинство таких налетов будет постигать неудача». Так, во время
боев на Халхин-Голе, в которых он принимал учасие, для атаки
аэродрома с 17-ю японскими самолетами нашей авиации приходилось
привлекать до 60 истребителей.

!I4!Опыт битвы за Англию показывает, что даже во время самых
ожесточенных боев средние потери не превышали 20-40 самолетов в
сутки. Если перевести эти цифры на лето 1941 года, то получится, что
суммарные потери ВВС РККА (с учетом аварий и потерь от огня ПВО)
должны были составить 1200-1500 самолетов.

Таким образом, ни в воздушных боях, ни от атак аэродромов Красная
Армия не могла потерять 8000 самолетов.

Утверждения о безнадежной технической отсталости советских ВВС от
Люфтваффе и об огромной разнице в уровне подготовки летного состава
не выдерживают критики. Если же говорить о численности наших и
немецких военно-воздушных сил, то здесь речь идет о многократном
превосходстве ВВС Красной Армии над Люфтваффе.

Все это наводит на мысль, что огромное число самолетов было
уничтожено или брошено на аэродромах самими летчиками. Если
вспомнить, что большая часть авиации находилась у самой границы, и то,
какими темпами двигались немецкие армии летом 41-го, эта версия не
кажется такой уж необыкновенной.

Но зачем к лету 1941 года на западной границе Советского Союза были
сосредоточены огромные силы и почему вся эта масса войск была
разгромлена за несколько недель — это вопрос, заслуживающий отдельной
статьи.

При подготовке статьи были использованы материалы сайта airforce.ru

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры