Прожиточный минимум как элемент системы потребительских бюджетов, его назначение
Анализ современного социально-экономического положения в России
показывает, что проводимые реформы сопровождаются нарастанием
неравенства по доходам среди различных групп населения и, как следствие,
по уровню жизни. Конечной целью работы любого правительства на уровне
региона и страны в целом является повышение уровня жизни граждан, для
оценки которого необходимы специальные показатели. Эти критерии
позволяют сравнивать фактически сложившийся уровень жизни с
нормативными, с наиболее распространенными, с существовавшими в
прошлые периоды показателями, с уровнем жизни населения других
регионов и т.д.
Систему потребительских бюджетов (потребительский бюджет — это
перечень конкретных расходов, производимых домохозяйствами для
удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных
потребностей, в натуральном и денежном выражениях), в том числе и
прожиточный минимум, можно использовать как набор инструментов для
оценки уровня жизни населения. Например, в повседневной жизни
потребительские бюджеты можно использовать для:
— оценки достигнутого и прогнозируемого уровня жизни,
— подготовки и реализации мероприятий с целью улучшения уровня
жизни населения,
— оценки реальных доходов населения, его покупательной способности,
экономического положения отдельных социальных групп.
Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения
основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека.
Система потребительских бюджетов формируется на основе ограниченного
количества типовых бюджетов, обеспечивающих различный уровень
удовлетворения потребностей. В качестве основополагающих бюджетов
выделяют:
— прожиточный минимум,
— минимальный потребительский бюджет,
— бюджет высокого достатка.
Перечисленные составляющие расположены в порядке увеличения
степени удовлетворения потребностей человека. Прожиточный минимум
характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших
материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены,
жилищно-коммунальные услуги и т.п.). Минимальный потребительский
бюджет удовлетворяет основные материальные и духовные потребности
человека, необходимые для восстановления сил человека, поддержания
активного физического состояния и простого воспроизводства. Бюджет
высокого достатка обеспечивает более высокий уровень потребления,
рассчитанный на расширенное воспроизводство и достаточное
удовлетворение потребностей человека.
Бюджеты всех типов строятся на основе одних и тех же статей
расходов, которые отличаются различной наполняемостью. Это можно
проиллюстрировать некоторыми примерами из следующей таблицы.
Некоторые статьи расходов |
Способы удовлетворения |
||
Прожиточный минимум |
Минимальный |
Бюджет высокого достатка |
|
Питание | Покупка основных продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления |
Покупка основных продуктов питания, самообеспечение за счет приусадебного хозяйства, питание в столовой |
Покупка разнообразных продуктов питания, питание вне дома, в ресторанах, кафе |
Непродоволь-ственные товары |
Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с необходимыми потребностями (с учетом физического износа) |
Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с минимальными социальными потребностями (с учетом морального износа), пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная) |
Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели, оборудования жилья, художественных изделий и ювелирных предметов. Пользование бытовыми |
Жилье | Оплата жилищно-коммунальных услуг на уровне минимальных социальных стандартов |
Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья |
Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья, покупка квартиры, строительство загородного жилья |
Предметы длительного пользования (например, верхняя одежда,
бытовые приборы, жилье и т.п.) учитываются в составе потребительского
бюджета с учетом срока износа или срока пользования. Например, срок
износа пальто зимнего составляет 5 лет, т.е. в годовой величине
потребительского бюджета учитывается 1/5 часть от стоимости пальто, а в
месячной величине потребительского бюджета — 1/12 часть от годовой
стоимости.
Помимо этого учитываются расходы на обязательные платежи и
взносы.
Прожиточный минимум | Минимальный потребительский бюджет | Бюджет высокого достатка | |
Обязательные платежи и взносы | подоходные налоги трудоспособного населения | подоходные налоги трудоспособного населения, налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании | подоходные налоги трудоспособного населения, налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании, транспортный налог, оплата услуг страхования |
Система потребительских бюджетов позволяет выделить группы
населения, качественно отличающиеся по уровню текущего потребления:
— малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного
минимума,
— низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного
минимума до минимального потребительского бюджета,
— относительно обеспеченные: с денежными доходами от
минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;
— состоятельные и богатые: с денежными доходами выше бюджета
высокого достатка.
В настоящее время в области применяется величина прожиточного
минимума, установленная постановлением главы администрации от 29
апреля 2003 года N 55-пг. В расчете на душу она составляет 2288 руб., для
трудоспособного населения — 2479 руб., для пенсионеров — 1709 руб., для
детей — 2204 руб.
На основе практических расчетов специалистами Всероссийского
центра уровня жизни определены примерные соотношения между
бюджетами различных типов. Так, минимальный потребительский бюджет
превышает прожиточный минимум примерно в 2 раза, а бюджет высокого
достатка — примерно в 5-6 раз. По статистическим данным за прошедший
год, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила в
нашей области около 34%, а доля населения с доходами выше бюджета
высокого достатка — не более 5% от общей численности населения.
Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во
Всероссийском центре уровня жизни (г.Москва), а величина прожиточного
минимума для региона рассчитывается и устанавливается органами
исполнительной власти на основе нормативно-правовой базы. Здесь
основополагающим документом является Федеральный закон «О
прожиточном минимуме в Российской Федерации». В целом прожиточный
минимум по РФ предназначен для:
— оценки уровня жизни населения,
— обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального
размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ
поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты
труда до прожиточного минимума),
— формирования федерального бюджета.
В субъектах Федерации прожиточный минимум, наряду с функциями
оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов,
выполняет роль критерия для оказания необходимой государственной
социальной помощи.
Таким образом, прожиточный минимум, с одной стороны, является
минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе
потребительских бюджетов), а с другой стороны, эффективным
инструментом оценки уровня жизни населения. Хотелось бы отметить, что
представление о приемлемом уровне удовлетворения материальных,
культурных и других потребностей людей складывается под влиянием
многих факторов. Поэтому состав прожиточного минимума не может не
зависеть от различных социально-экономических условий конкретной
страны и не отражать реалий современности. По мере увеличения темпов
экономического роста прожиточный минимум как минимальный социальный
стандарт будет включать более широкий спектр товаров и услуг,
позволяющий удовлетворять потребности человека на более высоком уровне.