"Под радугой мостов -- совсем иная жизнь..."
Случайно пролистывая одну из газет областного центра, обратил внимание на приглашение к участию в открытом конкурсе на право проведения строительства, реконструкции и ремонта улично-дорожной сети в городе Иркутске и особенно удивился тому, что в перечне объектов -- наряду с дорожным покрытием, "ливневками", бордюрами и откосами -- фигурировали также... мосты и путепроводы. Насколько известно, строительство, ремонт и эксплуатация мостов -- работа весьма специфическая, и даже зная, что мостовиков в Иркутске отнюдь не переизбыток, с трудом представил, как можно таким способом решить мостовые проблемы.
Укрепило в сомнении и выступление на «круглом столе»,
посвященном реформам ЖКХ, Анатолия Ткача, начальника
муниципального унитарного предприятия «Служба эксплуатации
мостов» (МУП СЭМ).
Ну никак не получалось, чтобы решение этих проблем —
да еще с их уровнем ответственности — можно было
запросто доверять «аукционному молотку»…
Внимание, которое в последнее время уделяется строительству
нового моста через Ангару, несколько потеснило на периферию
остальные мосты Иркутска и породило иллюзию того, что
город трех рек — Ангары, Иркута и Ушаковки — до сих
пор обходился без переправ.
Конечно же, это не так.
Первый мост на карту Иркутска был нанесен в 1829 году
(через 168 лет после основания города!). Вместе с дамбой
через реку Ушаковку — в районе тюремного замка —
он соединил центр с рабочим предместьем.
Церемония торжественного открытия понтонного моста,
первой постоянной переправы через Ангару, состоялась
24 июня 1891 года. В ней принимал участие и возвращавшийся
через Иркутск из кругосветного путешествия наследник
российского престола цесаревич Николай (будущий Николай
II). Мост был разводным, и ежедневно в определенное
время через него пропускались суда. Сейчас от него
сохранились только ряды ряжей — ящиков из бруса, наполненных
камнями.
В том же 1891 году, 10 сентября, был принят в эксплуатацию
и деревянный, на сваях, мост через р. Иркут, давший
возможность бесперебойного снабжения губернского центра
сельхозпродукцией из уездов.
Две эти переправы еще и связали Московский и Кругобайкальский
тракты, что, конечно же, было экономически важным для
развития губернии в целом.
Необходимость строительства постоянного моста через
р. Ангару стала очевидной в начале XX века. Динамично
развивающийся промышленный, торговый и административный
центр Восточной Сибири не мог уже обходиться без надежной
связки двух берегов. Но, увы, только 16 ноября 1936
года осуществился этот замысел инженеров-проектировщиков
и строителей. Причин задержки было достаточно — от русско-японской
войны до революции и гражданской.
Сегодня в Иркутске существуют и действуют 28 мостов
и путепроводов, связывающих не только город и «внешний
мир», но и внутригородские районы.
Существуют — да, а вот действуют…
Анатолий Владимирович Ткач — большой дока в своем деле,
немалый знаток и проблем иркутских мостов. И одна из
главных среди них, по его мнению, как раз бурное развитие
региона и «торопливо-нетерпеливое» отношение к транспортной
составляющей.
— Делалось на живую нитку: «Быстрее-быстрее, сколько-то
простоит, а там перестроим». Простояло ровно 25-30 лет,
как и ожидалось в шестидесятые годы, только грянула
потом не та «перестройка». А сейчас вот еще и рыночные
отношения…
Что это значит для отрасли — увидеть не трудно. Являясь,
как правило, муниципальной собственностью, внутригородские
сооружения и финансируются соответственно — по остаточному
принципу, как все ЖКХ (!?). Поэтому и хватает денег
только на уборку проезжей части от грязи да на «подкраску
перил».
Вообще разделение собственности на так называемую
«федерального подчинения» и «муниципального ведения»
— проблема отдельная, но в случае с содержанием и эксплуатацией
мостов она еще и просто параноидально-недальновидная.
Как можно делить эту важнейшую составляющую стратегического
интереса России, если любой проезд — пусть даже и транзитный
— все равно выводит на «федеральную» трассу? Но…
«умом Россию не понять». Примеры тому есть, и не только
из постсоветского прошлого. В докладе управляющего строительною
и дорожною частями при Иркутском военном генерал-губернаторе
от 9 сентября 1905 года это представлено наиболее ярко
(пусть уж простится мне длинная цитата).
«… По требованию Военного Начальства, которое предполагало
направить по б. Московскому тракту военные грузы…
Иркутский губернатор просил Городскую Управу об исправлении
8-ми мостов между г. Иркутскомъ и с. Жилкинскимъ, как
расположенных на проселочной (важная ссылка. — Авт.)
дороге, пролегающей по городской земле… Но Управа
от ремонта отказалась… Вследствие означенного, Управление
строительною и дорожною частями просило Управу сообщить,
на чем основан отказ ея от ремонта названных мостов,
когда в статье 295 Устава о земской повинности прямо
сказано, что проселочные дороги устраиваются и содержатся
владельцами тех земель, через кои они пролегают?
В ответ на это, Управа, игнорируя указанную 295 статью
Устава о земской повинности… ссылается на 761 и 762
статьи Устава путей сообщений… в коих сказано, что
сооружение и содержание мостов на дорогах, проходящих
через городския земли, должны производится на суммы
земского сбора, но только в том случае, если мосты эти
находятся на трактахъ: грунтовых, почтовых, торговых
и военных, а не на проселочных, как в данном случае…»
Трудно сказать, чем закончилась та давнишняя тяжба двух
«хозяйствующих субъектов» по поводу провоза «федерального»
груза, но абсурдность самой ситуации, что называется,
налицо.
— Вообще все, что касается мостов — их проектирования,
строительства и эксплуатации, — должно находиться в одном
ведении или хотя бы в едином пространстве, — считает
Анатолий Ткач. — А сейчас? Посмотрите — даже СНИП
(Свод наставлений и правил. — Авт.) действует только
в рамках «проектировщик — строитель». Эксплуатационника
там нет, а следовательно, нет и «рекомендованно-целевых»
поставок как запасного, так и ремонтного материала.
Необходимо смещение акцента в финансировании в сторону
эксплуатации, а не поощрения вообще «новостроя». Важно
повысить долговечность мостовых конструкций — как вновь
строящихся, так и эксплуатируемых. А самое главное
— вернуться к системе эффективного государственного
управления дорожным хозяйством страны, в том числе и
мостами.
…О долговечности конструкций Ткач упомянул не случайно:
за последние полвека инженеры научились бороться с глобальными
проблемами в мостостроении — теперь навряд ли повторится
тахомская катастрофа, когда огромный мост в американском
городе Тахома по каким-то неведомым законам резонансности
был буквально скручен спиралью и сотни машин, людей
посыпались с него гроздями, погибая в воде и под обломками
сооружения (тем, кто постарше, памятны леденящие душу
кадры кинохроники, запечатлевшей эту катастрофу 60-х
годов). Но вот от неизбежных со временем изменений свойств
бетона, коррозии арматуры, дефектов в покрытии, у деформационных
швов, систем водоотвода и изоляции не застрахован
никто…
Выход?
— Выход один: не стараться «размазывать кашу по тарелке»
и за счет скудных средств, отпускаемых бюджетом на содержание
мостов и путепроводов, держать все — подчеркиваю, все —
сооружения на равно-нищей диете, — говорит Анатолий
Ткач. — Необходим дифференцированный подход. С неизбежными,
если хотите, потерями…
Таких «планируемых потерь» в городе может оказаться
пять: мосты через р. Кая по улице Воронежской, через
залив Иркутского водохранилища, через ручей Падь Городская
и путепроводы у радиозавода и масложиркомбината.
— Все они шестидесятых годов постройки, и проще дать
им медленно — и под контролем — разрушаться, а затем,
когда эксплуатация станет приближаться к опасной черте,
перестроить. С остальными можно работать: есть проекты,
есть планы реконструкции, накапливаются средства из
отпускаемых бюджетом сумм. Не помешали бы только «форс-мажоры»
и какие-либо реформы…
В словах Ткача есть привкус горького опыта.
Мне кажется, объявление открытых конкурсов на участие
в мостовых работах — из того же разряда… Да — веяния
времени, да — рынок, да — забота о бюджетном рубле.
Но соизмеримы ли будут выгоды, принесенные экономией
дешевых затрат с неизбежными потерями от низкого качества?
Или опять тот же принцип — «Пока гром не грянет,
мужик не перекрестится»?
Но мост — не гром: грянет — мало не покажется.
И не будет ли запоздалым потом обращение к «Блок-схеме
организации научных исследований и разработок по содержанию
и эксплуатации мостов и путепроводов», где в числе прочих
рекомендаций и предложений отчетливо прописана
и такая: «Необходимо обязательное обучение руководителей
и исполнителей подрядных организаций качественному ведению
работ по ремонту мостов…»?
Рекомендации подобного рода, как и боевые уставы в армии
и во флоте, пишутся веками и кровью.
Впрочем, реформы у нас тоже сродни артналету… Может,
от этого и бьют не в последнюю очередь по мостам?