К единому туристскому пространству
Туристские связи Монголии с Иркутской областью имеют
давнюю историю. Так, еще в начале 80-х годов активно
сотрудничали монгольское государственное управление
по иностранному туризму «Жуулчин» и иркутский «Интурист»,
а также молодежная туристская организация «Заулуу аялагч»
и Бюро международного молодежного туризма «Спутник»
Иркутского обкома комсомола. И если «Интурист» и «Жуулчин»
в основном обменивались туристами из третьих стран,
в том числе из социалистической Европы, то «Заулуу
аялагч» и «Спутник» активно развивали обмены непосредственно
между Прибайкальем и Монголией.
Сотни молодых монголов ежегодно приезжали в Иркутск, и далее
— в Москву и Ленинград, а иркутская молодежь с удовольствием
ездила в Монголию, где не только хорошо отдыхала, но и откуда
привозила хорошие по тем временам товары — дубленки, кожаные куртки,
сурковые шапки, ковры и т.д. В те времена через «Спутник»
в Монголию каждое лето приезжало на практику очень много
студентов — историков, географов и т.д. Например, каждый
летний сезон вывозил в экспедицию в Монголию своих студентов
известный монголовед Владимир Свинин.
В 1989 году, в сентябре, генеральный директор «Жуулчина»
г-н Санж приезжал в Иркутск на первую международную туристскую
биржу, которая собрала более 100 фирм из 35 стран. Именно
тогда он вместе с генеральным директором «Интуриста» Валерием
Кисловым разработал международный маршрут «Великие озера
Азии», по которому можно было от Байкала приехать сразу
на Хубсугул, а затем, почти через всю Монголию, в Улан-Батор.
Они организовали экспедицию по изучению перспектив этого
маршрута, провели маркетинговые исследования, в ходе которых
выяснили, что маршрут будет пользоваться популярностью
среди западных туристов. И только отсутствие статуса
«международный» у пограничного КПП Монды — Ханх не позволило
начать эффективную эксплуатацию этого маршрута.
Кстати, именно Кислов по заказу монгольских
турфирм осуществил доставку на Хубсугул первых экспедиционных катеров,
благодаря которым сегодня можно не только проводить исследования
этого озера, но и возить по нему туристов.
Кризис социалистической системы отразился на индустрии
туризма и в Монголии, и в России. Но монгольский туризм
быстрее адаптировался к новым экономическим условиям,
и, используя свой статус развивающейся страны, Монголия
смогла привлечь в индустрию туризма значительные западные
инвестиции. Благодаря этим инвестициям, а также либеральному
законодательству и снятию бюрократических препонов
(в прошлом году отменено лицензирование в туризме) наш туризм
стабильно развивался все последние годы. Так, в 2002
году Монголия приняла 198 тысяч туристов.
Большую роль в этом сыграла поддержка туристской отрасли
нашим правительством. Например, Министерство инфраструктуры
ежегодно выделяет значительные средства на поддержание
положительного имиджа Монголии как страны, обладающей
большими туристскими ресурсами.
К сожалению, по другую сторону монголо-российской границы
наблюдалась иная картина. Отношение российского правительства
к развитию туристских связей с Монголией до сих пор,
мягко говоря, неадекватное. Об этом говорит, например,
закрытие того же КПП Монды — Ханх под предлогом атипичной
пневмонии в то время, когда Всемирная организация
здравоохранения вычеркнула Монголию из списка стран,
опасных в плане SARS. До сих пор не решен вопрос о придании
этому КПП статуса «многосторонний», из-за чего тысячи западных
туристов не могут с Хубсугула попасть на Байкал.
Намного лучше обстоят дела на региональном уровне. После
создания в структуре аппарата администрации Иркутской
области департамента туризма резко возрос уровень кооперации
между нашими туристскими ведомствами, налажен информационный
обмен и обеспечен, через представителя Иркутской области
в Монголии, постоянный контакт. Подготовлен проект соглашения
о развитии туристских связей между Иркутской областью и Монголией,
который должен быть утвержден МИД обеих сторон. Проводятся
регулярные консультации, обеспечено сотрудничество в проведении
выставки БАЙКАЛТУР, в которой в этом году вновь приняла участие
большая делегация монгольских турфирм. Совместно решается
вопрос об открытии международного авиарейса от Иркутска
до озера Хубсугул, что открывает хорошие возможности для роста
объемов, например, японского туризма в Иркутскую область
и в Хубсугульский аймак.
Совместно проведена первая в истории Монголии экспедиция
на судне на воздушной подушке по гидросистеме Хубсугул
— Эггийн-гол — Селенга — Байкал. Эта экспедиция доказала,
что экологический туризм в Байкало-Монгольской Азии
возможен в любое время года, нужно только грамотно
пользоваться достижениями технического прогресса
и профессионально разрабатывать турпродукт, изучать
опыт друг друга. Так, например, заинтересовавшись
опытом Монголии по развитию экологического туризма, одна
из иркутских турфирм купила в Монголии настоящие юрты,
и теперь можно на Байкале, в поселке Листвянка, пожить
в этих юртах, заслуженно считающихся самым экологическим
средством размещения.
В последнее время нам часто задают вопросы насчет атипичной
пневмонии. Конечно, эта пандемия серьезно отразилась
на наших планах проведения Года посещения Монголии.
Тем не менее большинство запланированных мероприятий
проведено, а тех гостей, кто к нам приедет летом, ждет
настоящий праздник. Приезжайте, не пожалеете! Начинайте
свое десятилетие посещения Монголии, как это уже делают
многие иркутяне, ежегодно приезжающие в нашу страну.
Если мы решим старую проблему с КПП Монды — Ханх и откроем
новый туристский коридор от Байкала до Хубсугула, если российская
сторона устранит причины «прохладного» отношения таможенников
и пограничников к монгольским гражданам (да и туристам
из других стран тоже), если добьемся открытия воздушного
коридора от Иркутска до озера Хубсугул, то мы
создадим единое туристское пространство наших стран, которое
будет серьезным фактором формирования региональных бюджетов.