издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кому закон не писан?

  • Автор: С. ТЕПЛОВА

Или Почему муниципалитеты не спешат принимать на баланс ведомственное жилье железной дороги

Со скрипом, медленно, но все же движется процесс передачи
ведомственного жилья в собственность муниципалитетов. Сказать, что
территориальные управленцы от такой «прибавки» испытывают хоть какую-
то радость, было бы неверным. Откуда взяться этой самой радости, когда к
собственным коммунальным болячкам добавляются аналогичные и в
большом количестве. Но делать нечего, ибо если это «богатство» не принять
в муниципальный жилкомхоз, то множество домов, сетей и прочего рано или
поздно все равно окажется брошенным на произвол судьбы. Равно как и
населяющий передаваемое жилье народ.

Казалось бы, ситуация ясна и предсказуема. С одной стороны —
предприятия, которым содержание соцкультбыта становится не только не
по карману, но еще и тяжким бременем ложится на себестоимость продукции
и услуг, делая их неконкурентоспособными. С другой стороны —
муниципалитеты, обязанные выполнять распоряжения правительства. И
между двумя договаривающимися сторонами — государственная власть,
издающая правительственные циркуляры, дабы процесс передачи
проистекал без задержек и издержек для населения. К слову, за последние
годы правительство РФ издало четыре распоряжения, в которых детально
расписаны обязанности всех сторон.

Но далеко не всегда то, что хорошо спланировано, так же хорошо и
исполняется. Не будем далеко ходить за примером. Одно из крупнейших
предприятий региона — Восточно-Сибирская железная дорога до недавнего
времени была не только одним из мощнейших транспортных гигантов, но и
владела многими тысячами квадратных метров ведомственного жилья.
Процесс передачи железнодорожных домов начался еще в 1997 году. И
большая часть в два года была списана с железнодорожного баланса и
передана в муниципальную собственность. Но не все. Причина банальна.
Если прием более-менее новых построек протекал без осложнений, то, как
только дело дошло до ветхих, доживающих свой срок,
дело сразу же застопорилось. Муниципалитеты считали себя в полном
праве потребовать от железнодорожников привести в порядок то, что
требовало ремонта. Железнодорожники не только не отказывались это
делать, но и согласовали в своем министерстве причитающиеся на ремонт и
передачу суммы. Так, только в этом году на вышеперечисленные цели
запланировано 80 миллионов рублей.

С прошлого года передающая и получающая стороны вновь сели за
стол переговоров. Надо сказать, что со многими главами городов и районов
были достигнуты соглашения. И из запланированных к передаче на 2002-
2003 годы 738 тысяч квадратных метров порядка 400 тысяч уже
переоформлено в муниципальную собственность. Но вторая часть, хотя и
меньшая, опять натолкнулась на бюрократические барьеры. Мы не будем,
как это бывает подчас, детально вникать в причины, но зато укажем
конкретные адреса муниципалитетов, на которые впоследствии ляжет в
полной мере не только ответственность за неисполнение правительственных
распоряжений, но и жизнеобеспечение населенных пунктов и жилых домов.
Это администрации Муйского и Кабанского районов Республики Бурятия,
которые тормозят процесс передачи почти 100 тысяч квадратных метров
жилой площади. Это администрации Тайшетского и Братского районов,
которые не спешат принимать на баланс более 53 тысяч квадратных метров
жилья. Еще 93 тысячи квадратных метров «зависли» в Каларском районе
Читинской области.

В какой ситуации окажутся жители, проживающие на этих самых
тысячах квадратных метров, с 1 января 2004 года, когда ВСЖД, соблюдая
распоряжение правительства N 1032-р от 26 июля 2002 года, будет
вынуждена прекратить финансирование содержания ведомственного жилья,
так как такие затраты в будущем просто не запланированы? А ведь из-за
нерасторопности глав городов и районов есть прямая угроза того, что и в
муниципальные бюджеты суммы на их содержание также не поступят.
Думают ли об этом местные власти, отговариваясь недостатком времени и
средств? Пока вряд ли. Ведь, как говорится, «не горит», вернее, не мерзнет —
на дворе лето.

О проблемах ЖКХ сегодня не говорит только ленивый. И многие с
пониманием относятся к «головной боли» муниципальных властей, которым
от прежних правителей досталось проржавевшее и рассыпающееся на глазах
наследство. Но и бесспорен факт, что если не все, то очень многое зависит от
рачительности и хозяйского подхода муниципалитетов. Можно спорить до
хрипоты, отбрасывая от себя то, что так или иначе придется брать на баланс.
А можно и договориться, совершенно справедливо полагая, что мир
выгоднее любой войны. Да и дружба с таким мощным партнером, как ВСЖД,
немало стоит. Тем более что все запланированные МПС на передачу жилья
денежные средства будут потрачены на ремонт или будут переданы в
качестве денежной компенсации все тому же городскому или районному
жилкомхозу.

Железнодорожники, привыкшие к большим скоростям, точным
графикам, наталкиваясь на чиновничью необязательность, местничество,
недоумевают. Им и в самом деле трудно понять, что проблемы зачастую
появляются там, где их и быть не должно. Никто ведь и в самом деле не
ожидал, что главы городов и районов, призванные служить оплотом
законности, сами не выполняют правительственные предписания. Чего же
они могут требовать от людей, показывая им, мягко говоря, совсем другие
правила.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры