"Записная книжка" мастера
Минул год, как не стало художника Алексея Васильевича
Лукьянчикова.
В художественной школе N 1 города Иркутска на днях
открылась выставка его акварелей, собрались близкие
и друзья. Они говорили о том, что Лукьянчиков был образцом
честного художника, болеющего за дела Отечества.
Он создал свыше ста жанровых полотен, многие из которых,
если не большинство, имеют острую публицистическую направленность.
Алексей Васильевич Лукьянчиков всегда следовал правде
жизни, и поэтому не мог иметь официального признания
в годы социализма. Времена изменились, а художник по-прежнему
не был признан. Тематика его картин расширилась,
еще острее и безогляднее стал он разоблачать пороки
действительности.
Алексей Васильевич знал голодное
детство (отец его был репрессирован), сиротство. Рос
в детдоме. Но он мечтал стать художником и осуществил
свою мечту — это было для него превыше любых наград.
После службы в армии он закончил Иркутское художественное
училище уже зрелым человеком. Получил первое общественное
поощрение за творчество. А потом — наступили годы непризнания,
травли.
Художник 27 лет проработал в ГипродорНИИ и там, оставаясь
вечерами в своей институтской мастерской, создавал большие
полотна. Он находил поддержку среди ученых Академгородка,
где и выставлялся, вызывая бурные дискуссии. В последние
годы Алексей Васильевич все чаще менял кисть на перо.
Его боль за Россию звучала не только в его полотнах,
но и на страницах газет.
Посмертная его выставка состоялась в марте этого года
в КДЦ «Художественный». Увиденная широкими массами зрителей, она нашла горячий
отклик в их сердцах, что показывает книга отзывов. И
вот — выставка акварелей, подготовленная к годовщине
смерти художника его супругой Галиной Владимировной
Лукьянчиковой, долгие годы заведовавшей художественной
школой N 1, и сыном Никитой.
Зрители, до того знакомые только с холстами Лукьянчикова,
были поражены его акварелями, в которых художник предстал
как тонкий, лиричнейший мастер. Он никогда не выставлял
акварели, называя их своей «записной книжкой», школой
натурной работы. На выставке их было около шестидесяти,
все высокого качества. Таких акварелей, по свидетельству
близких, у художника за его жизнь накопилось свыше
тысячи.
Алексей Васильевич целиком (помимо работы — вечерами,
в выходные, в отпуска) отдавал себя творчеству. Он не
чувствовал себя отверженным — с ним была классика русского
искусства, передвижники, и друзья. Руководство ГипродорНИИ
обратилось к дирекции Иркутского областного художественного
музея с просьбой о посмертной выставке — и получило
категоричный отказ. Что ж, всему свое время.
Собравшиеся на годовщину вспоминали художника и говорили
о том, что творчество Алексея Васильевича Лукьянчикова
принадлежит истории иркутского искусства и признание
мастера впереди.
В выставочном зале художественной школы выставка акварелей
А.В. Лукьянчикова пробудет недолго в связи с летним
ремонтом, а осенью зритель сможет увидеть ее в Доме
литераторов им. П. Петрова.