Сохранить культурное наследие
Июнь этого года был насыщен событиями, связанными с охраной историко- культурного наследия, причем в общероссийском масштабе. В первую очередь это доклад президента России "Государство и приоритеты культурного развития в Российской Федерации", с которым В. Путин выступил на заседании рабочей группы Госсовета РФ по приоритетам развития российской культуры. Одним из важнейших направлений в работе глава государства назвал охрану объектов культурного наследия. Другими знаменательными событиями стали II Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры, проходивший с 14 по 21 июня 2003 г. в Санкт- Петербурге, и IV международная специализированная выставка "Архитектура. Градостроительство. Реставрация", которая действовала с 16 по 19 июня также в Санкт-Петербурге в рамках IV Петербургского экономического форума. Кроме того, готов к обсуждению в Законодательном собрании проект закона Иркутской области " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)".
Из доклада Владимира Путина
Одним из стратегических направлений государственной политики в сфере культуры
является охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия представляют
собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской
Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры закреплена Конституцией Российской
Федерации.
Принятый в 2002 году новый федеральный закон, регулирующий вопросы охраны
памятников истории и культуры, стал серьезным прорывом в деле их
сохранения. Принципиально новым стало законодательное определение памятников
истории и культуры как особого вида недвижимого имущества, впервые предусмотрена
возможность предоставления льгот пользователям и собственникам объектов культурного
наследия, вложившим свои средства в проведение мероприятий по их сохранению.
Введение понятия «предмет охраны» позволяет определить объем необходимых
реставрационных работ, возможность приспособления здания
— памятника истории и
культуры для современного использования, а механизм государственной историко-
культурной экспертизы позволит обеспечить объективный характер принимаемых по
данным объектам решений. Все эти меры должны способствовать привлечению
дополнительных средств для проведения мероприятий по сохранению памятников и
повышению инвестиционной привлекательности как объектов недвижимого имущества
тех памятников, которые находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии
или нуждаются в принятии экстренных мер по недопущению их разрушения.
Вместе с тем следует отметить, что для осуществления таких мер необходимо устранение
ряда законодательных препятствий. Для сохранения зданий, являющихся памятниками
истории и культуры, совершенно необходима возможность их передачи в любую форму
собственности, в том числе и частную, вне зависимости от категории их историко-
культурного значения, но с обременением нового собственника памятника
обязательствами по его реставрации и сохранению под контролем органа охраны объектов
культурного наследия. Для памятников регионального значения такая возможность
законом предусмотрена. Возможность отчуждения памятников истории и культуры
федерального значения из государственной собственности также есть, однако для ее
реализации необходима отмена моратория на приватизацию памятников этой категории.
Принципиальное значение для сохранения объектов культурного наследия имеет вопрос
распределения средств, полученных от их использования, в том числе приватизации и
сдачи в аренду. Согласно Бюджетному кодексу РФ эти средства должны зачисляться в
соответствующий бюджет согласно форме собственности на объект недвижимости, что в
значительной степени явилось причиной споров о праве собственности на памятники
истории и культуры между федеральными и региональными органами власти. В то
же время законом предусмотрена возможность создания целевых бюджетных фондов в
составе бюджетов всех уровней, в которые могут зачисляться средства, получаемые от
использования объектов культурного наследия для обеспечения целевого использования
средств на мероприятия по их сохранению. Решение на федеральном и региональном
уровнях вопроса о создании таких фондов позволило бы снять напряженность в споре
о собственности до его законодательного решения и существенно увеличить
финансирование реставрационных работ без прямых ассигнований из бюджета.
Выставка «Архитектура. Градостроительство. Реставрация»
Иркутские реставраторы приняли участие в IV международной специализированной
выставке «Архитектура. Градостроительство. Реставрация», которая действовала с 16 по
19 июня в Санкт-Петербурге в рамках IV Петербургского экономического форума.
Экспозиция, привезенная в город на Неве иркутянами, продемонстрировала результаты
работы ведущих иркутских реставрационных фирм. Были представлены проект реставрации
усадьбы В.П. Сукачева (ул. Декабрьских событий, 112) и
реконструкции-реставрации Иркутского драматического
театра им. Охлопкова, выполненные ОАО «Иркутскгражданпроект»; проект
реставрации иркутской пожарной каланчи — (работа ОАО «Иркутский
Промстройпроект»), проект реставрации Дома Шастина,
подготовленный НИПРМ «Традиция». Работы
иркутских реставраторов имели хорошие отзывы у коллег. Такие встречи открывают
новые горизонты в работе, способствуют определению новых путей дальнейшего
развития и возрождению лучших традиций российского реставрационного и
градостроительного искусства.
В рамках выставки прошла IV международная конференция «Сохранение и развитие
исторических городов».
Съезд органов охраны памятников истории и культуры
На II Всероссийский съезд органов охраны памятников, который проходил с 14 по 21
июня 2003 г. в Санкт-Петербурге, съехались делегаты из всех регионов России.
Участвовали в работе съезда и сотрудники Центра по сохранению историко-культурного
наследия Иркутской области (ЦСН). На открытии съезда с приветственным словом
выступил министр культуры РФ М. Е. Швыдкой. Работу некоторых государственных
служащих министр отметил особо. Благодарности Министерства культуры за активное
участие в сохранении объектов культурного наследия, в частности, были удостоены Н. Н.
Красная, директор ЦСН, и М. Я. Скляревский, начальник археологической службы ЦСН.
Главной темой, обсуждаемой на съезде, были нормативные документы, необходимые для
того, чтобы заработал вновь принятый Закон «Об объектах культурного наследия».
Помимо этого участниками съезда рассматривались другие вопросы: массовый
необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки и новое
строительство на исторических территориях; проблема разграничения государственной
собственности на объекты культурного наследия; скорейшее принятие законов
субъектов федерации (на областном уровне) по объектам культурного наследия;
создание целевого бюджетного фонда по государственной охране и сохранению объектов
культурного наследия в составе как федерального, так и региональных бюджетов. Также
обсуждался опыт регионов в сохранении культурного наследия и
развитии проектов по международному и межрегиональному сотрудничеству в данной
сфере.
Всероссийские съезды органов охраны памятников истории и культуры решено проводить
один раз в год, что позволит формировать единую общегосударственную политику в
области охраны историко-культурного наследия
Закон Иркутской области » Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры)»
В 2002 году был принят Федеральный закон » Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры)», который предусматривает принятие законов на уровне
субъектов Российской Федерации (областей). Закон Иркутской области должен будет
урегулировать ряд вопросов, таких как компенсация и льготы для пользователей и
собственников памятников; порядок установления льготной арендной платы и ее размеры
в отношении объектов областной собственности; размеры оплаты историко-культурной
экспертизы; градостроительный регламент на территории памятников; полномочия
органов местного самоуправления (администрации городов, поселков) и многие другие.
Сейчас проект областного закона готов, идет его обсуждение. На сентябрь 2003 года
намечено вынесение законопроекта на рассмотрение Законодательным собранием
Иркутской области.