издательская группа
Восточно-Сибирская правда

География отчего края -- тоже родословная

  • Автор: В.М. Бояркин, кандидат географических наук, доцент

Уважаемая редакция! В прошлом выпуске, отданном
вашей почте («ВСП» от 6 июня текущего года), было
опубликовано серьезное выступление учителя из
Ангарска Юрия Андреева, в котором поднимался
непростой вопрос обеспечения школьников учебниками и
пособиями. Учитывая разнобой в школьных программах,
учитывая далеко не маленькую цену на все школьные
принадлежности, можно считать
поднятую коллегой тему весьма актуальной. Мне бы
хотелось продолжить начатый разговор. Но более его
конкретизировать. А именно: обратить внимание на
то, что усложняет процесс изучения географии родного
края в пределах школьного образования. Доказывать
необходимость такого предмета — все равно, что
повторять азбучные истины. Ведь каждому понятно,
что воспитание любви к малой родине, к отчему краю
невозможно без глубоких знаний о нем.

География Иркутской области — самостоятельный
предмет во всех средних учебных заведениях нашего
региона. На него отводится 34 часа, в течение
которых учитель должен дать представление о
Приангарье; о его природных особенностях и
экономике. Но как это сделать учителю, если остро
не хватает учебных пособий по предмету? Без них
учитель уподобляется безоружному солдату. Вот один
из конкретных примеров. Фактически везде отсутствуют
демонстрационные карты Иркутской области. Поэтому
разговор на уроках становится неконкретным,
формальным. К сведению всех, кого волнует поднятая
тема: физическая карта Иркутской области в
последний раз была издана 16 лет тому назад.
Экономической карты Приангарья нет вовсе. В школах
Иркутской области ощущается острый недостаток
самого учебника географии, хотя, как оказалось,
именно с этим учебником должны бы работать около
девяноста тысяч школьников, не считая студентов
вузов. В прошлом учебном году таких учебников было
разослано по школьным библиотекам в три раза меньше,
чем требовалось. А вообще, начиная с 1965 года
учебники географии Иркутской области издавались всего
четыре раза. Хочу с благодарностью
вспомнить, сколько энергии отдала главный редактор
Восточно-Сибирского книжного издательства Ольга
Евгеньевна Арбатская, чтобы эти четыре выпуска
учебного пособия по географии Приангарья были
осуществлены. Но вот в пятый раз переиздать
необходимый учебник пока не удается. Пятое издание
планировалось осуществить в 1999 году. Прошло
четыре года. Многие сведения, данные в этом
учебнике, уже устарели. А он пока не увидел свет.
Что уж говорить о диапозитивах, об учебных фильмах,
в которых бы отражались красота нашего края, с
помощью которых уроки по географии можно было бы
разнообразить и сделать наглядными, интересными.
Кстати, во многих наших школах вообще нет кабинетов
географии, которые вполне могли бы быть центрами
патриотического, нравственного воспитания
подрастающего поколения. Пробелы в знаниях
абитуриентов, поступающих на географические
факультеты наших вузов, дают основание сделать
вывод: к предмету географии родного края в школах
относятся как к чему-то необязательному,
второстепенному — что в принципе неверно. Рискну
предложить ряд мер, которые представляются мне
важными. Необходимо разработать и утвердить на
президиуме ГУОПО программу по географии Иркутской
области — документ, который должен определять
объем и содержание знаний. Я уверен, что настала
пора подготовить авторские макеты и издательские
оригиналы физической, экономической , экологической
карт Приангарья. А сам учебник по географии нашей
области давно пора издать в таком объеме, чтобы его
можно было найти не только в школьной библиотеке, но
и иметь в личном пользовании. Да и об электронных
копиях этих учебных пособий не грех позаботиться.
Географию свой малой родины вступающий в жизнь
молодой человек долженн знать так же, как свою
родословную.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры