Дом, окнами к людям...
!I1!
Десятого июня т.г. «Восточка» открыла эту рубрику. В
надежде, что, может быть, хотя бы к семидесятилетию
драматурга, в Иркутске откроется Вампиловский дом. Загадывать
не будем. И все же…
Держу в руках буклет, выпущенный к 25-летию музея А.
В. Вампилова в п. Кутулик, малой родине драматурга,
и радуюсь тому, что она-то, эта «малая», — единственная,
наверное, кто по-настоящему понял и оценил все величие
своего земляка. Просто, без пристрастий, без политической
конъюнктуры и «рейтинговой оглядки».
«Я горжусь тем, что на нашей благодатной земле Алари
вырос большой талант, память о котором будет жить в
сердцах его земляков и всех тех, кто является поклонником
его творчества.
В. Калашников, глава администрации Аларского района».
«Впечатление огромное! А. Вампилов стал еще ближе и
дороже. Это хорошо, что память о нем жива…
В. Инешин, журналист, художник».
«Прекрасно, что на родине драматурга хранят память о
своем славном земляке. Многие люди из самых дальних
мест придут в этот дом…
Народный театр нефтехимиков г. Ангарска».
… Это только часть записей из книги отзывов музея.
И сам музей — это сплав подвижничества энтузиастов
и заботливого внимания местных властей. В глубинке
без этого сплава нельзя — все распадется «на элементы»,
где власть может оказаться самым «осадочным»…
С Юлией Борисовной Соломеиной, создателем, хранителем
и бессменным директором музея, мы говорим о самых первых
его шагах.
— Сама идея возникла буквально после смерти Александра
Валентиновича в августе 1972 года. Скорее, как эмоциональная
реакция на случившееся: весь Кутулик, вся школа помнили
Шуру (иначе его здесь не называли), его маму — Анастасию
Прокопьевну Копылову, бывшую здесь завучем и прекрасным
математиком, воспитавшим целую плеяду своих последователей-педагогов,
вообще всю Вампиловскую семью.
Это и была именно реакция на горе семьи. Хотелось
хоть чем-то поддержать его близких, не дать им почувствовать
одиночество, помочь обрести опору в земляках, хотя с 1958 года
все Вампиловы жили в Иркутске.
Но задумка не вещь, ее под стекло не положишь. Поэтому
и потребовалось время на организационные хлопоты. В
сентябре 1973 года был создан совет по организации музея.
В него вошли не только мама Александра Вампилова,
дирекция и учителя школы, но и ученики 6-10
классов. Собирали школьные фотографии,
сохранившиеся тетрадки и учебники Саши, изданные к
тому времени его рассказы и пьесы… В январе 1974 года
в кабинете литературы были оформлены первые стенды о
жизни и творчестве Александра Вампилова.
— А дальше — как снежный ком с горы. Мы, наверное, поняли,
что это — не просто музей школьника Шуры Вампилова,
ставшего известным писателем, а нечто гораздо большее.
Может быть, это было интуитивное попадание в точку, которую
и можно назвать энергетикой формирования человека, «состояния»
личности…
Я понимаю, о чем говорит Юлия Борисовна. Об этом же —
в прекрасно оформленной книжечке «Отчий дом в Кутулике
Александра Вампилова»: «… Зайдите в эту чистенькую
квартирку, где любовно сохранено все, что можно было
собрать как свидетельство быта сельской учительской
семьи. Если вы сердцем прочли строки Вампилова, если
вы смеялись и плакали вместе с его героями, вы не можете
не почувствовать, что от этих стен исходит тепло. Здесь
жили люди, любящие друг друга…»
13 марта 1976 года в Кутулике состоялись первые Вампиловские
чтения, организованные Иркутским отделением Союза писателей
СССР совместно с кафедрами советской литературы ИГУ
и Иркутского государственного педагогического института,
Иркутским отделением педагогического общества РСФСР…
В октябре 1977 года — вторые Вампиловские чтения.
… 18 марта 1978 года в бывшей квартире семьи Вампиловых,
в которой они прожили с 1954 по 1958 годы, официально
открыт школьный музей. «… Только что перерезали красную
ленточку перед домом, где жил некогда Александр Вампилов,
а теперь здесь будет жить память о нем… Рассказывают,
когда Вампилова спрашивали, не хотел бы он жить в Москве,
которую он любил, он отвечал полушутя: «Они сами за
мной придут». Можно сказать, так и случилось… Низкий
поклон всем, кто создал этот музей!» Так написал в этот
день руководитель народного театра нефтехимиков из Ангарска
Леонид Беспрозванный.
… С 1987 года это уже полноценный музей. Экспозиции
размещены в четырех квартирах бывшего учительского дома,
разделены по тематике: «Быт семьи», «Школьные годы»,
«Иркутский период», «Театр Вампилова»… Много души
и таланта вложено в оформление бригадой иркутских художников
под руководством Александра Шкирко (тоже, к сожалению,
рано ушедшего из жизни).
— Мне часто думается: отчего ко всему, что связано
с жизнью и творчеством Вампилова, так тянутся талантливые
и неравнодушные люди? — говорит Соломеина. — И я сама
себе отвечаю: именно по родству души, по взгляду на
мир, по отношению к жизни. Поэтому и дух здесь жилой…
Немного подожди — и кажется, все они здесь соберутся…
… 5 мая музею присвоен статус филиала Усть-Ордынского
государственного национального музея.
Кажется, чего больше? Что еще нужно, чтобы увековечить
память о драматурге? Есть книги, пьесы на сценах многих
и многих театров, есть мемориальные доски, есть теплоход
«Александр Вампилов», есть имя на фронтоне театра, музей
на родине… Что еще нужно энтузиастам, радеющим о создании
Дома Вампилова в Иркутске?
!I2!Юлия Борисовна Соломеина — мудрая женщина, и суждения
ее также мудры и безревносты:
— Дом Вампилова как музей писателя, конечно же, должен
быть в Иркутске. Там он начал писать, там состоялся
как драматург, туда он принес свой талант, как вклад
в общую копилку «культурной столицы Восточной Сибири».
Понимаете, есть пушкинские места — Болдино, Тригорское, Михайловское,
Царское Село, но есть ведь и квартира на Мойке в Санкт-Петербурге,
есть Пушкинский музей на Пречистенке в Москве…
Кутулик — это «Царское Село» Вампилова… Здесь он
родился. (Кстати, в год 100-летия со дня гибели Пушкина.
И именно поэтому его назвали Александром, именно поэтому
первым подарком ему на день рождения было юбилейное
издание Пушкина…). Здесь была предсказана его судьба.
Помните, у Пушкина: «Старик Державин нас заметил…»?
В Вампиловской судьбе тоже есть похожее: незадолго до
рождения сына арестованный по клеветническому обвинению
в «измене родине» Валентин Никитич Вампилов писал
из тюрьмы: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно,
будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем…»
В этом, «боюсь» была какая-то пророческая убежденность,
надежда, что сын-то не предаст, доделает то, что не
суждено было доделать отцу…
— У них и функции были бы разные, у этих музеев, и, если
хотите, уровень назначения. Все-таки, мы Дом у истоков,
«Дом, окнами в поле». А вот как его перейти? На
этот вопрос должен отвечать уже «взрослый Вампилов»…
И опять — точное наблюдение: Соломеина вспоминает,
как однажды, достаточно поздно, в слякотный и замызганный
день, в двери музея постучались двое мальчишек.
Мокрые, в грязных сапогах…
— У вас тут музей? Можно посмотреть?
Они не согласились идти в сапогах — оба разулись у
порога (хотя ноги были не чище обувки) и пошли по залам
босиком. Ходили долго, притихшие. Потом,
когда обувались, старший толкнул младшего локтем и сказал:
«Видишь — учиться надо. Не только пьяницы у нас в деревне
вырастают…»
И это, считает Юлия Борисовна, нормальная оценка, нормальная
реакция на увиденное. В этом, наверное, и есть главное
предназначение «родового» музея Вампилова. Для Вампилова
— драматурга, Вампилова, которого читает и ставит весь
мир, этого уже мало…
— Однажды мне пришлось поучаствовать в одном разговоре
в Союзе писателей в Москве, где речь шла о музее Вампилова…
Много говорилось о скромности, о том, что Александр
Валентинович первый был бы против подобного «возвеличения»,
но скромность самого человека и «скромность» памяти
о нем — это разные вещи. Разве не так? Да и только
ли в памяти дело?
— Кстати, нам уже тесно в этих площадях, но Вячеслав Александрович
Калашников (глава Аларского района. — Авт.) пообещал,
что пока он у власти, сделает все, чтобы у музея прибавилось
новое, современное здание.
… После встречи с Юлией Борисовной Соломеиной я еще
не раз возвращался к ее последней — ключевой — фразе
о «скромности» и «нескромности»…
И пришел к безусловному выводу: если человеку не напоминать
о том, что он живет не на пустыре, о том, что и до него
уже кто-то переходил и вспахивал «поле», то можно действительно
уверовать в то, что и Кутулик, и Усть-Уда, и Зима —
«малые родины» Вампилова, Распутина и Евтушенко, и Иркутск,
общая их и многих известных людей литературная
и культурная родина, — просто «место пристанища», где
неважно, кто и что здесь было до нас, кто и что будет
после, а важно лишь, что сегодня есть крыша над головой
и четыре стены по бокам…
Пусть это будет «нескромно», но я — против этого.