Не дать потеряться таланту
"Вот художник, каких я люблю, скромный в своих потребностях: он хочет собственно двух вещей -- своего хлеба и своего искусства". Я поинтересовался у своих собеседников Бориса Бычкова и Льва Серикова, согласны ли они с автором "Сумерек идолов" Фридрихом Ницше, с его точкой зрения. Ответ был весьма однозначным: вполне! Мы беседуем в холле Дома художника по весьма злободневному поводу -- менее чем через месяц Иркутск станет своеобразной меккой художнических талантов. Свои работы на региональную выставку "Сибирь" представят художники двенадцати краев и областей. Участниками грандиозной экспозиции станут более 600 живописцев и графиков, скульпторов и мастеров монументально-декоративного направления, дизайна, других видов изобразительного искусства. Только что закончилось заседание правления, где обсуждался ход подготовки к выставке.
— Что касается хлеба, — возвращается к разговору народный
художник России Борис Тимофеевич Бычков, — то, видит
Бог, добывать его для многих из нас приходится в поте
лица. Раньше, до перестройки, жилось и легче и веселее:
государство худо-бедно, но поддерживало нас — выделяли
мастерские, предоставляли возможность выезжать в творческие
командировки, даже с реализацией работ было намного
легче. Нынче сложностей прибавилось: если тебе недостает
пробивной энергии — затягивай потуже ремень. Жизнь
заставляет крутиться. Так что тут не поспоришь, хлеб
и искусство — две ипостаси, вокруг которых для художника
вращается весь остальной мир. Вот и предстоящая выставка
станет еще одним подтверждением бесспорной истины:
искусство несмотря ни на что живет и развивается. На мой взгляд, «Сибирь»
станет хорошей школой для художников, особенно молодых.
Мы открываем новые имена, созвездия имен! Для молодых
и талантливых художников участие в столь авторитетной
экспозиции — хороший трамплин для роста, для вступления
в Союз художников. А это возможность получения кое-каких
контрактов, заказов, путевок на творческие дачи и т.д.
Региональные выставки, а нынешняя будет уже девятой,
сыграли огромную роль в становлении изобразительного
искусства в Сибири. Спад, имевший место в первые годы
перестройки, удалось приостановить, новый импульс дала
состоявшаяся после длительного перерыва 8-я, красноярская,
региональная выставка, состоявшаяся в 1998 году. Замечу
попутно, что красноярский Союз художников заметно окреп
в последние годы — здесь самая крупная по количеству
«штыков» организация. Да это и понятно. В городе расположены
художественный институт, филиал Российской академии
художеств, при котором имеются мастерские — прекрасный
полигон для стажировки художников. Словом, возможности
у тамошнего Союза немалые. Хотя и мы, иркутяне, выглядим
на общем фоне весьма неплохо. Иркутская школа изобразительного
искусства является одной из самых ярких в регионе. Недаром
все эти годы число иркутян в выставкоме преобладает.
Достаточно сказать, что на самой первой выставке председательствовал
Виталий Сергеевич Рогаль, замом у него был Анатолий
Иванович Алексеев, мне самому на многих выставках довелось
представлять художников-прикладников. Ноша эта
почетная, но крайне ответственная и нелегкая. Никаких
тебе друзей-товарищей, все строго принципиально, коллективы
художников хотят видеть в нас доброжелательных и строгих
организаторов. Что касается собственно работы выставкомов
— время внесло существенные коррективы. Если раньше
приходилось выезжать на места, в города и веси, на что
уходило по два с лишним месяца, то сейчас в связи с
проблемами финансирования, такой возможности нет. Министерство
культуры ни копейки не выделяет для этих целей. Поэтому
членам выставочного комитета хочешь не хочешь приходится
доверять местным организациям Союза самим отбирать работы
для экспозиции, сообразуясь с квотой, выделяемой для
каждой из них.
Практика показывает, что успех региональной выставки
в первую очередь зависит от уровня организации. В связи
с этим вспоминается Томск, 1974 год. Там все работало
на имидж, авторитет творческого форума. Все — и власти,
и пресса — подключились к его подготовке и освещению. Даже
специальный вертолет был зафрахтован для того, чтобы
люди из отдаленных районов области сумели увидеть искусство
сибиряков. На высочайшем уровне была организована работа
в Барнауле, Красноярске. Наша задача — не ударить в
грязь лицом, выглядеть не хуже, а лучше.
— Насколько мне известно, прикладное искусство переживает
сейчас не лучшие времена. Приказали долго жить фарфоровое
производство в Хайте, стекольный завод в Тулуне, что,
конечно же, снизило возможности реализации творческих
замыслов, да и на самих производствах работало немало
талантливых художников…
— Конечно, это существенно снизило возможности художников,
работающих по фарфору и стеклу. Но, как говорится, не
было бы счастья… Сейчас бурно развивается ювелирное
дело. Совсем недавно звания заслуженных художников были
присвоены мужу и жене Лодяновым — Аркадию и Наталье. Их
уровень работы по камню выше всяких похвал, недаром
их детища хранятся в Оружейной палате, блестяще представлены
на различных выставках российского и международного
уровней. Думаю, что у мастеров-ювелиров есть хорошие
перспективы, ведь наше основное богатство — природные
залежи нефрита, чароита, других минералов. Неплохо развивается
школа сибирской керамики, благо в политехническом университете
открыта соответствующая специальность. Наблюдается тяга
молодых художников к таким материалам, как металл, дерево.
Наша задача — всячески поощрять энтузиастов, искать и
поддерживать таланты.
— Казалось бы, трудности, которые мы переживаем, —
поддержал разговор член правления Иркутской организации
Лев Иванович Сериков, — должны были бы
сплотить всех нас, ведь сообща легче решать проблемы.
Однако наблюдается обратное: многие Союзы стали дробиться,
раздваиваться. Такая картина наблюдается в писательской
среде — там идеологические разногласия по существу
раскололи творческий союз надвое. Эта тенденция, к сожалению,
набирает центробежную силу и в стане художников. Боюсь,
как бы такое дробление не привело к непоправимому — крушению
нашего Союза. Лучшим лекарством, лучшим стимулом, считаю,
является организация вот таких региональных выставок,
их консолидирующее начало. Сохранить и укрепить Союз
— нет важнее этой задачи. Ведь такая организация в
наше время особенно нужна, так как условия рынка диктуют
свои суровые условия на выживаемость. Чего греха таить,
некоторые художники не умеют ни быть на виду, ни продать
свои подчас даже весьма талантливые работы; как уже
отметил Борис Тимофеевич, у них нет пробивной силы. Вот
почему членство в Союзе в настоящее время кое для кого —
палочка-выручалочка. Взгляните, растет плата за мастерские,
растет количество пожилых художников, которым надо помогать
— им как никому другому важно быть востребованными,
знать, что коллеги не оставят их один на один с нуждой
и болезнями. Да и вообще, редко кто из талантливых
художников не попадал в критические ситуации — и тут
крайне важна поддержка родной организации.
Это раньше думали только об искусстве,
о хлебе беспокоиться не приходилось. Сейчас — другое дело.
Подумайте сами: за последние 10—15 лет областной
организации не было предоставлено ни одной мастерской,
так что нашему правлению это еще одна головная боль.
Рынок держит нас в черном теле. Вот и выставка от этого
страдает — решили от каждого участника взять по одной
работе. От Иркутска свои творения представят 75 художников.
Желающих, конечно, больше, но мы ограничены и квотой,
и условиями — с выставочными площадями у нас просто
завал. Это наша беда: во многих городах — Новосибирске,
Омске, Томске, Красноярске — уже действуют прекрасные
музеи современного искусства, выставочные залы, а мы
как сироты казанские: кто бы нас пустил под свое крылышко
да пригрел, ну негде нам выставляться. Раньше областной
художественный музей предоставлял кое-какие площади в
здании по ул. К. Маркса — там мы проводили ежегодные
осенние выставки, показывали результаты, достигнутые
за год. Сегодня в тех залах развернута постоянная
экспозиция, поэтому в прошлом году мы разместили выставку
в нескольких небольших галереях, расположенных в разных
местах. Как говорится, ни два, ни полтора.
Хочу выразить надежду, что предстоящая региональная
выставка всколыхнет интерес к Иркутской организации
— уверен, что ее посетят руководители и областного, и
городского уровней. Глядишь, озаботятся, проникнутся
нашими проблемами, и, смею помечтать, в Иркутске появится
и музей современного искусства, и достойный нашего города
выставочный зал. Ведь что получается: уходят замечательные
художники, мастера, а с ними растворяются в небытии
их творения. Выходит так: всю жизнь художник горбатился,
жил своим искусством, а подошла старость — и хлеба
нет, и твое искусство никому не нужно. Художники не
должны уходить бесследно. Их творчество, картины —
это колоссальный пласт нашей духовной жизни, и не дать
ему потеряться, а то и исчезнуть — к этому призваны
все мы, кому дороги судьбы культуры, судьбы самобытных
талантов, которыми славится наша иркутская земля.