издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Едет, миленький!

Городской автотранспорт на службе населению

Николай Семашкин вот уже двадцать семь лет за баранкой
городского пассажирского автобуса. Когда пришел работать
на четвертое (Ново-Ленинское) автопредприятие, зарплаты
у шоферов были, почти как у локомотивщиков на железной
дороге. Сейчас — не то. Скромный и не всегда в срок
выплачиваемый заработок далеко не соответствует интенсивности
нагрузок — и физических, и психологических. Но Николай
Юрьевич все равно не променял бы свою автобазу, где
в свое время работал и его отец, ни на какие более легкие
или сытные хлеба. «Люблю я людей возить, — признается
водитель. — Работал как-то на грузовой машине, не понравилось
мне.»

— Сейчас в городе некоторое затишье. Люди в отпусках,
на каникулах, — говорит он. — Автобусы свободные ходят.
А вот числа с двадцатого августа, к первому сентября
опять наши остановочки будут пассажирами кишеть, настоящая
пойдет работенка.

У Николая Юрьевича маршрут длиннее, чем дорога от Иркутска
до Хомутова. Она длиною всего в восемнадцать километров,
а расстояние от конечной остановки в Ново-Ленино до
аэропорта, которое по многу раз в смену преодолевает
автобус N42, — больше двадцати пяти.

— Да светофоров на всем пути, наверно, тоже двадцать
пять наберется, — добавляет Семашкин. — А больше всего
выматывают пробки. Уж так запружены наши иркутские дороги,
просто беда! Движение по улицам очень тяжелое. Раскопки
эти по Карла Маркса за лето просто извели. А что поделать?
Городу надо думать о зиме. Мы ведь тоже машины к холодам
готовим, чтоб надежно работали, чтоб люди в них не мерзли.
Моя дочурка вот в инязе училась: всегда старалась дождаться
мерседес, потому что он теплее икаруса.

Машина у Николая Юрьевича, как он уверяет, хорошая.
Хотя ей уже восемнадцать лет. Семь из них она бегает
по иркутским дорогам, которые с привычными для нее немецкими
не сравнишь. Семашкин старается ее беречь, ревностно
следит за чистотой в салоне, старается, чтобы пассажирам
приятно было ездить.

— Уважаю нашего брата-шофера, кто держит автобус в
порядке. Вот у нас работает Юрий Анатольевич Ошмарин,
тоже, как и я, бригадир. Его машине уже двадцать два
года, а она, как игрушечка. Любо-дорого в такую народ
сажать. Мы пассажиров любим. Я, например, многих знаю
в лицо. И они меня знают, здороваются, улыбаются. Иной
раз вижу: мой пассажир спешит к остановке, — так я
не уезжаю, подожду человека, чтоб на работу не опоздал.
И ему приятно, и я рад услужить. Не для себя ведь работаем,
для людей.

Муниципальное автопредприятие N4 обслуживает в основном
Ленинский и частично Свердловский округа. Нагрузка у него
солидная: 15 городских и 5 садоводческих маршрутов.
Пункты следования: Ново-Ленино, Иркутск-II, Синюшина
гора, Первомайский, станции Батарейная, — куда кроме
автобусов N33 и N39, никакой транспорт не ходит, и Вересовка,
откуда на 62 маршруте в школу на Батарейной ездят практически
одни ребятишки. В парке «четверки» 180 машин. Из них
половина уже «набегали» по 600 тысяч километров с гаком.
В прежние благополучные времена автобусы, накопившие
500 тысяч пробега, списывались. Теперь так роскошествовать
не приходится. И не мудрено. Раньше автопредприятие
в год получало 30, а то и 40 новых транспортных единиц,
теперь же — раз в три года лишь десять. Вот как раз
в ближайшие дни Николай Семашкин отправится в Москву
с командой водителей, слесарем и охраной перегонять
в Иркутск десяток новеньких усовершенствованных ЛиАЗов
с модернизированными агрегатами. Городская администрация
приобрела для муниципальных автобаз 30 автобусов. Конечно,
техники очень не хватает. Та, что поизносилась, ремонтируется
с трудом. На импортные автобусы запчасти нужно заказывать
на условиях предоплаты. А качество отечественных запчастей,
особенно в последнее время, оставляет желать лучшего.
Поэтому обеспечивать выход машин на линию коллективу
нелегко. Вместо плановых 64 с АТП N4 на городские дороги
ежедневно выезжают от 50 до 60 автобусов. Мы время от
времени получаем письма с жалобами, что городской транспорт
ходит реже, чем хотелось бы. Ведь большая категория
пассажиров не ездит коммерческими рейсами и терпеливо ждет,
когда подойдет долгожданная «муниципалочка».

— А главная наша печаль на сегодняшний день — это
катастрофический дефицит водительских кадров, — сетует директор
автопредприятия Рафаил Цепелевич. — Раньше мы сами по плану
ежемесячно набирали группы для обучения профессии, готовили
свежий водительский состав. Мы и сейчас сотрудничаем с автотранспортным
учебно-курсовым комбинатом, с городским центром занятости,
который тоже учит шоферов на целевые средства. Но люди очень
неохотно к нам идут. Стараются устроиться на маршрутные
такси. Там и регламент работы намного свободнее, чем
у нас, и доходы выше — все время при живых деньгах. Мы
очень страдаем от текучести кадров: в прошлом году приняли
на работу больше 450 человек, а уволили 430. Вот такая
грустная арифметика. Чтобы помочь нам закреплять кадры,
в начале нынешнего года мэрия издал постановление о ежемесячном
вознаграждении рабочим муниципального транспорта за
выслугу лет. Для людей моложе тридцати начисления за
стаж начинаются уже после первого года работы. Надбавки
за выслугу для некоторых категорий рабочих составляют
до 40 процентов к зарплате. Так городская администрация старается
повысить привлекательность нашего производства на рынке
труда. Но конкурировать с перевозчиками на маршрутках
нам все равно трудно. И не только в этом они нам помеха.
Таксисты существенно усложняют движение на дорогах,
практически блокируют остановки, куда припарковаться
громоздкому автобусу порой совсем негде, ежедневно создают
аварийные ситуации. Вот недавно один из наших опытных и
добросовестных водителей во время попытки «приткнуться» к
остановке перед новым ангарским мостом на тринадцатом маршруте,
оказавшись со всех сторон зажатым, попятился и снес столб
с табличкой.

— А что Вы скажете по поводу наших городских дорог?
Их состояние не вызывает тревогу за эксплуатацию подвижного
состава?

— Ну, конечно, это вопрос с заранее известным ответом.
Нашим дорогам далеко до похвалы. Нет, делается конечно
что-то. Вот вижу, что в нынешнем
году ремонтировались участки на маршрутах NN10, 60,
в районе поликлиники N8, 18-го Советского переулка,
на Трактовой, на территории Батарейной. Недавно директор
МУП «Спецавтотранс» Федор Петрович Рихванов сам приезжал к нам,
оставил свою визитку, просил сигнализировать, где будут особенно
острые проблемы. Так что к нам, транспортникам, дорожники
обычно прислушиваются и идут навстречу. Другое дело,
что в городской казне денег не хватает, чтобы все в порядке
содержать.

Несмотря на все объективные производственные сложности,
коллектив автопредприятия работает дружно. Крепкий костяк
ветеранов базы развивает добрые традиции рабочей солидарности
и взаимовыручки. Работники «четверки» вместе сажают
картошку, справляют праздники, устраивают спортивные
соревнования, сообща помогают попавшим в беду. Недавно с
одним из молодых механиков произошел несчастный случай: он
поднял на улице сверток, в котором оказалось взрывное устройство.
Парню оторвало пальцы руки. Он перенес сложную операцию.
Деньги на лечение собирали всей базой. Помогает предприятие
своим работникам и с путевками в детские летние лагеря,
в санатории, с другими нуждами. Поэтому для многих автобаза
становится вторым домом, здесь работают целыми семьями,
династиями. Встретил среди коллег свое 60-летие Анатолий
Павлович Литвинцев, проработавший здесь шофером 33 года.
Давно и образцово трудятся водители Андрей Борисович
Селезнев, Станислав Юрьевич Никитин, инженер отдела
кадров Лариса Анатольевна Матвеева, инженер по технике
безопасности Ирина Константиновна Степанова. Сорок лет
отдала предприятию диспетчер Любовь Митрофановна Соловьева.

Аккумуляторщика Валентина Петровича Маркова послезавтра
будут провожать на пенсию, ему 4 августа исполняется
55 лет. На базе он работает двадцать два года.
Для своего коллектива он — золотник, потому что незаменимый.
А еще потому, что классный специалист по электрике,
рационализатор. Томский электромеханический техникум
закончил.

— Машину на заводе делают теоретики, — говорит Валентин
Петрович. — И она не всегда получается удобной и послушной
в эксплуатации и ремонте. Чтобы она долго и стабильно
работала, я придумываю разные самодеятельные корректировки.
Это и дешевле получается, чем стандартный ремонт, и,
что самое важное, качественней. У меня вообще-то вредное
производство, в цехе постоянный запах кислоты, вот и
не находится мне смена. А я, если медики не запретят,
готов до смерти здесь работать. Люди у нас замечательные,
мы с ними всегда находим общий язык. Да и как иначе?
Мы все работяги, цель у нас одна — чтобы пассажиры
не страдали. Но самую большую нагрузку в решении этой
задачи, на мой взгляд, несут все-таки водители. Их миссия
самая тяжелая и ответственная. Они, может, и сами не
всегда об этом думают. Не замечают даже, какую
пользу приносят городу, его жителям.

А мы сами, жители, часто ли замечаем это? О работе транспорта
чаще всего вспоминаем тогда, когда она дает досадные
сбои. Когда вовремя не придет к остановке экспресс или
автобус сломается на полдороге. А когда без помех усаживаемся
в чистую машину, которая с ветерком мчит нас по улицам с одного
края города на другой, нам и в голову не придет подумать,
чего стоило подготовить эту машину в рейс, успел ли
шофер, вставший в пятом часу утра, выпить утреннюю чашку
кофе? Мы просто едем по своим делам, принимая это как
должное. Потому что транспортники работают на совесть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры