В краю, где горы и тайга
Краеведы обсуждают проблемы прошлого и настоящего
Незаметно пролетели четыре года, и Ревякинские
чтения второй раз собрали вместе профессионалов и
любителей — энтузиастов краеведения нашей области.
Место проведения научно-практической конференции
работников музеев, народного образования и
школьников на острове Ольхон выбрано не случайно.
Это священная земля, на которой каждый уголок дышит
легендами и преданиями старины, здесь жил
удивительным человеком, исследователь родного края
Николай Михайлович Ревякин.
Первые чтения были посвящены 1ОО-летнему юбилею
народного учителя, вторые — 5О-летию музея,
созданного Ревякиным в Хужире. Энтузиаст
краеведения, он умел увлекать своими идеями
ребятишек местной школы, в которой учительствовал и
был директором. Вместе с юными следопытами он открыл
на острове более двадцати стоянок древнего человека,
раскопал уникальные предметы, относящиеся
новокаменному веку.
В шестидесятилетнем возрасте он смог воплотить
мечту, увлечение детства, посвятив себя археологии.
Николай Михайлович садился на старенький мотоцикл и
во главе стаи ребятишек на велосипедах отправлялся
исследовать остров. Свои находки следопыты
классифицировали, записывались в реестровую книгу.
Открытий подлинно научного характера учителем и
учениками было сделано немало, одно из уникальнейших
— доказательство подлинности реликтового ельника,
растущего на горе Жима. К несчастью, пожаром этого
года был уничтожен лес, растущий на Ольхоне со
времен после ледникового периода.
Сначала был открыт школьный музей, позднее ему
отвели специальное здание, присвоив статус
государственного учреждения. В его экспозиции
множество предметов тысячелетней давности,
сохранилась и карта, вычерченная рукой Николая
Михайловича, на которой показаны стоянки человека
эпохи неолита, места железноплавильной печи, пещер,
древних погребений, каменных стен. Экспонируются и
вещи, принадлежавшие древней шаманке. На месте ее
сожжения были найдены украшения, трубка — на
случай, если ее хозяйка захочет покурить в другом
измерении своей жизни, и деньги — если там
предусмотрен ценовой товарообмен. В центре музея
установлен сэргэ — коновязь, святое и почитаемое
место, где можно оставить привязанный лоскуток
материи на удачу.
Байкал благоволил Николаю Михайловичу. Как-то у него
утонул любимый мотоцикл, ездок, выпрыгнув на ходу,
чудом спасся. Спустя два года охотники на нерпу
вытащили его большой сетью без следов ржавчины и
каких-либо заметных повреждений. Мотоцикл просох,
был подремонтирован и, заправленный бензином, как ни
в чем не бывало побежал по дорогам Ольхона.
Священное озеро вернуло Ревякину предмет его
привязанности.
Жажда знаний, стремление к открытию тайн родной
земли у Николая Михайловича были завидными. Сегодня
они послужили примером для многих учителей,
открывающих в своих школах музеи или уголки истории
родного края. Не случайно научно-практическая
конференция вторых Ревякинских чтений была посвящена
роли государственных музеев в развитии школьного
краеведения. Ее проводили заместитель директора по
науке, кандидат исторических наук Владимир Свинин и
заведующая отделом Иркутского областного
краеведческого музея Элеонора Муценик.
А начиналась работа с поздравлений в адрес юбиляров
— сотрудников Хужирского музея имени Ревякина. Их
приветствовали заместитель начальника комитета по
культуре администрации области Сергей Ступин,
директор краеведческого музея Людмила Колесник и,
конечно, их коллеги. Капитолина Литвинова, дочь
Николая Михайловича Ревякина, взявшая под свое
покровительство музей после смерти отца, принимала
ценные подарки, среди которых и такие, которым нет
цены. Надежда Куклина, заведующая иркутским
городским выставочным центром имени Рогаля, вручила
ей скребок эпохи неолита, найденный в июле этого
года ребятами археологического лагеря.
Актуальными, поднимающими серьезные проблемы краеведения были
сообщения научных сотрудников иркутских музеев краеведения,
художественного имени Сукачева, мемориального комплекса декабристов,
ангарского музея часов, специалистов из поселков Хужир, Еланцы, Усть-Орда,
Залари и других ведущих музеев области. Интересными были и выступления
школьных учителей поселков Харануты, Бугульдейка, Куреть. Вслед за
учителями делали доклады школьники, многие из которых
являются питомцами станции
юных туристов и краеведов, а также сельские следопыты, рассказавшие
взрослой аудитории о своих исследованиях. Например, об обрядах бурят,
истории родного края или о прошлом России в истории одной семьи. Надо
заметить, что сообщения школьников носили серьезный, аналитический
характер, были подкреплены примерами, знания о которых они почерпнули в
архивах, научной литературе, путем опроса старожилов того или иного села,
заинтересовавшего их своим прошлым.
Ревякинские чтения привлекли внимание и Министерства
культуры РФ. Его представитель Моисей Ким, главный
специалист отдела региональной национальной политики
Управления региональной политики, познакомившись с
музеями Усть-Орды, Еланцов, Хужира, высоко оценил
работу его сотрудников, особо подчеркнув их роль в
возрождении национальных культур. В своем докладе
гость из Москвы сделал сообщение о взаимодействии
национально-культурных обществ Сибири. Надо
заметить, что Моисей Ким — кореец по национальности,
и проблемы единения народов Сибири, о которых он
говорил, ему близки и понятны.
В среде бурят сегодня идет активное возрождение
национальных традиций. Память, будто сделав оборот
во времени, вновь восстанавливает обряды и поверья,
которые составляли образ жизни их предков. Участники
конференции могли убедиться в этом наглядно,
познакомившись с потомственным шаманом Ольхонского
района Валентином Хагдаевым, который сегодня
руководит краеведческим музеем поселка Еланцы.
Принимая участие в научной работе конференции, к
вечеру он переодевался в шаманский костюм,
украшенный культовыми предметами, изготовленными из
серебра, и начинал петь протяжные старинные
шаманские песни. Он исполнил и главы из старинной
национальной книги бурятского народа «Гэсэр».
Ольхонцы всегда славились своим гостеприимством, а
по отношению к музейным работникам были особенно
щедры. За полтора насыщенных работой дня они сумели
показать гостям самые живописные места Ольхона —
окутанную преданиями скалу Шаманку и мыс Харанцы.
Хозяйка, начальник управления культуры Зоя
Мануйлова, казалось, была вездесущей, она со своими
помощниками заботилась о том, чтобы все были удобно
размещены и вовремя накормлены, следила за
расписанием работы Ревякинских чтений и
организовывала культурную программу. Она
представляла фольклорные ансамбли и старейших
участников художественной самодеятельности вместе с
директором музыкальной школы поселка Еланцы, автором
песни об Ольхоне Сталиной Александровой:
В краю, где горы и тайга,
У белых, белых скал,
Живет земля Ольхонская
У озера Байкал…
К сожалению, местному населению живется не очень
хорошо. Электрический свет включается только в
определенные вечерние часы и через день, дрова
заготавливать сложно. Продуваемые всеми байкальскими
ветрами, они мерзнут гораздо чаще остальных
сибиряков. Но как они любят свой остров! Верят в то,
что вскоре он станет удобным местом для жизни и
центром цивилизованного туризма. А пока своих гостей
местные жители встречают плакатом: «Мы не хотим жить
на помойке». Увы, нынешние туристы разделились на
тех, кто заботится об экологии, пытается
восстановить связь времен, и варваров,
разбрасывающих бутылки и банки в местах, служащих
для человека источником созерцания и духовного
очищения.