издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ДОГОРАЙ МОЯ ЛУЧИНА...

  • Автор: Ирина ТЕПЛОВА

Похоже, русская народная песня приобретает новое
значение в некоторых населенных пунктах Иркутской
области. А именно там, где отмечается наибольшее
скопление должников за пользование электроэнергией,
которую поставляет обособленное подразделение
«Энергосбыт и энергонадзор» Восточно-Сибирской
железной дороги. Населению Усть-Кутского и пяти
поселков Нижнеилимского районов за временное
погружение во тьму «благодарить» надо руководство
своих энергопредприятий, задолжавших
железнодорожникам многомиллионные суммы за
потребляемую энергию. Только они вправе включать и
отключать рубильник, работающий на население.

Так уж сложилось экономически и географически, что
электроэнергия поставляется в поселки и города этих
районов от линии железной дороги. И
электропредприятия ВСЖД подают энергоресурсы
филиалам ГУЭП «Облкоммунэнерго», которые в свою
очередь продают энергию непосредственным
потребителям — жителям населенных пунктов и
промышленным предприятиям. При этом обособленное
подразделение ВСЖД «Энергосбыт и энергонадзор»
передает электричество «Облкоммунэнерго» по цене в I
квартале 2003 г. 9,14 копеек за кВт-ч, по II
квартале — 6,46 коп./кВт-ч. А тариф для потребителей
несравненно выше: для населения — 26 копеек кВт.ч,
для предприятий — 22,4 коп./кВт-ч. При этом, получая
чистую прибыль, филиалы ГУЭП «Облкоммунэнерго» не
первый год числятся должниками железной дороги.

Долговая история филиала
«Облкоммунэнерго»Усть-Кутских электрических сетей
тянется достаточно долго. Причем повторяется она
с завидным постоянством.
Еще в прошлом году железнодорожники неоднократно
предупреждали о неприличных по сумме и времени
долгах за потребляемую энергию. В ответ получали
великое множество официальных писем, просьб, «на
всякий» случай продублированных в адрес
прокурорского надзора. Суть всех официальных
документов сводилась к простейшей мысли: денег нет,
возможно будут, но свет отключать не имеете права.
Руководство железнодорожного «Энергосбыта» корректно
выслушивало доводы должников, понимая: денег мало у
всех. Почему одним можно жить за счет других?

Однако нескончаемая переписка завершилась в начале
этого года. Долг Усть-Кутских электрических сетей
вырос до 4,5 миллиона рублей. Терпение
железнодорожников лопнуло. В результате было
принято обоснованное решение: на основании статьи
523 Гражданского кодекса, действуя в соответствии с
Постановлением Правительства РФ N 1 от 5 января 1998
года «О порядке прекращения или ограничения подачи
электрической, тепловой энергии и газа организациям
и потребителям при неоплате поданных (использованных
ими) топливно-энергетических ресурсов», с 5 марта
2003 года Уст-Кутским электрическим сетям стали
ограничивать подачу электроэнергии.

В марте это года руководство «УКЭС», мэр Усть-Кута
Владимир Сенин подписали с обособленным
подразделением дороги «Энергосбыт и энергонадзор»
соглашение по погашению задолженности. Но это не
принесло ощутимых результатов. График плательщиками
был сорван, долг рос, и сегодня он более 7 млн. руб.
Администрация Усть-Кута исправно получает каждый
месяц платежи по всем видам налогов и во
внебюджетные фонды от Восточно-Сибирской железной
дороги в размере 6 млн. 600 тыс. руб. и при этом
игнорирует проблему с долгами за энергоресурсы
дороги. Такое отношение заводит ситуацию в тупик. И
события этого месяца показали, что муниципальная
администрация и руководство Усть-Кутских
электрических сетей добились своего — заставили
народ сам решить их проблемы с электричеством. Хотя
ограничения подачи электроэнергии в жилые массивы
были произведены по письменной просьбе от
26.05.03.г. N 325 директора Усть-Кутских
электрических сетей С.Кошкарева: «Предлагаем
рассмотреть и согласовать отключения с 28.05.03.г.
ЛЭП-10 кВ от Ваших питающих центров, по которым
осуществляется электроснабжение только населения и
предприятий:»

Показательные отключения в Усть-Куте на сегодня для
железнодорожных предприятий, подающих
электроэнергию, по мнению руководства, мера крайняя
и вынужденная. Не только усть-кутские предприятия
числятся в должниках. Этот список можно продолжать,
и в нем свое далеко не почетное место займут:
Новочунский ЛПХ (долг — 1 млн. 854 тыс. руб.), ЖЭО
Нижнеудинска (1 млн. 100 тыс. руб.), ЖКХ Ильинки (1
млн. 714 тыс. руб.), МУП ЖКХ Уояна (8 млн. 381 тыс.
руб.), МУП МЖКХ Михайловки ( 1,691 млн. руб.), ЖКХ
Выдрино (1 млн. 097 тыс. руб.). Всего на сегодня в
долгах за электроэнергию заморожено 32 млн. 477 тыс.
рублей, по праву принадлежащих железной дороге.

В результате — упорное нежелание должников выполнять
свои обязательства вынуждает железнодорожников
применять жесткие меры, которые вызывают
естественное недовольство.

Незаконная акция протеста 4 августа по перекрытию
движения на железной дороге на станции Усть-Кут —
это демонстрация полного бессилия местной
администрации и энергопредприятия в решении
повседневных коммунальных вопросов. И если в этот
раз на повестке дня был вопрос подачи электричества,
то не исключено, что в декабре это будет
вопрос тепла. В хронике последних лет Усть-Кут
звучит как зона бедствия. Стоит вспомнить аварию на
котельной города прошедшей зимой, когда люди
буквально замерзали в своих квартирах и публично
высказывали недоверию мэру города. И сегодня
администрация Усть-Кута, пытаясь создать видимость
работы, по сути, не решает основные проблемы, а
неосознанно провоцирует горожан на противоправные
действия.

В наше время рыночных отношений некорректно решать
вопросы силовыми методами, перекрывая
железнодорожное полотно, отключая «рубильник». Тем
более что выход может быть только один: погасить
долги и своевременно жилищно-коммунальным
предприятиям области проводить текущие платежи.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры