Человеческие приоритеты
Секрет успеха АНХК - в рыночном рационализме
!I1!— Сегодня я хотел бы уйти от традиционной схемы и начать свой отчет об итогах
первого полугодия не с экономических, а с «человеческих» показателей, —
сказал, открывая пресс-конференцию, генеральный директор ОАО «Ангарская
нефтехимическая компания» Владимир АНИСИМОВ. — Потому что все, чего
мы добились и с чем идем к своему юбилею, напрямую зависит от человека…
В словах генерального директора это не только «реверанс» в сторону
коллектива, но и констатация того, что принято называть «возрождением» —
самого производства, корпоративных традиций, отношения к делу. Небольшая
деталь в этой связи: на 55 процентов по сравнению с прошлыми годами
увеличилось на комбинате количество рацпредложений. Кто постарше, тот
помнит, что это была одна из форм «социалистической инициативы»… Сегодня
это скорее признак рыночного рационализма, что-то ближе к японскому
«производство-семья», и поэтому их внедрение и последовавший
двадцатикратный экономический эффект не могли не отразиться на
благополучии как самих рационализаторов, так и работников всего комбината…
— С декабря 2002 года по июнь нынешнего среднемесячная зарплата выросла в
компании на тысячу двести рублей и составляет сейчас порядка восьми с
половиной тысяч, — отметил Владимир Анисимов. — Особенно хочу
подчеркнуть, что существенную прибавку дают и наши производственные
победы в рамках соревнований среди предприятий холдинга ЮКОС. Если
хотите, сейчас мы действительно ближе к западному принципу «корпоративной
семьи», чем к недавнему «общенародному делу». И люди это уже оценили…
В 2003 году увеличились выплаты социального характера, предусмотренные
коллективным договором. Более 13 миллионов рублей направлено на
материальную помощь пенсионерам и работникам предприятия. Давно
действует программа оказания помощи в получении высшего образования
работникам комбината, а со второго полугодия этого года она распространится и
на их детей. Многое делается как для улучшения быта на производстве, так и
для жизни «после работы». Эти проекты — особая гордость компании.
— Недавно закончены реконструкция и капитальный ремонт всех бытовых
помещений и столовых в подразделениях комбината, отремонтированы база
отдыха «Ангара» и профилакторий, закуплена фирменная спецодежда. На все
затрачено около 85 миллионов рублей. Кроме этого 18 миллионов компания
направила на финансирование городских благотворительных программ и на
развитие инфраструктуры Ангарска. И это продолжение корпоративной
политики: человек живет не только производством. Улучшение
«околопроизводственной» сферы, кстати, весьма определяющий фактор.
110 видов продукции выпускает и поставляет АНХК в 60 регионов России. Это
не считая того, что у нас покупают страны СНГ и дальнего зарубежья.
Ангарская нефтехимическая компания последовательно осуществляет переход
на выпуск высококачественных, экологически чистых видов продукции. На 64
процента увеличился рост производства бензинов марки Аи-95 и Аи-98. Больше
чем в полтора раза возросло производство масел, в том числе и такой новинки
для нас, как «U-tech». Сегодня его выпускается двенадцать марок для всех
типов легковых автомобилей. Возросло количество продуктов нефтехимии —
бутиловых спиртов и аминов.
!I2!В условиях роста тарифов за услуги энергетиков, коммунальщиков,
железнодорожников для ангарских нефтехимиков приоритетным остается
вопрос удержания себестоимости, а следовательно и цены на продукцию для
потребителей, на приемлемом уровне. Прежде всего это достигается политикой
жесткой внутренней экономии — за последние полгода она составила около 70
миллионов рублей. Второе — изыскание собственных ресурсов и
ресурсосберегающих технологий, начиная от выработки собственного пара и
заканчивая модернизацией и техническим перевооружением целых линий и
установок. Так, с 26 августа на плановый ремонт останавливается блок
каталитического крекинга установки ГК-3. После его реконструкции комбинат
начнет поставлять потребителям не только более качественные, но и
относительно недорогие виды бензина.
О новинках и перспективах АНХК и филиала компании ЗАО «ЮКОС-РМ»
(торговое обеспечение холдинга) рассказал и директор филиала Евгений
СТАВИЦКИЙ:
— На сегодня около 95 процентов продукции АНХК реализуется посредством
железнодорожного транспорта. Около 4 процентов — трубопроводами, и только
один процент — с использованием автоцистерн. Это, естественно, влияет на
географию рынка и в какой-то мере обедняет возможности регионального
потребителя. Мы посчитали эту ситуацию недопустимо ошибочной. Сейчас
ведутся переговоры о закупке в ФРГ сорока автомобилей-цистерн марки «Ман»
емкостью 40 тонн каждый. И уже со следующего года продукцией комбината
смогут пользоваться автовладельцы не только Ангарска, Иркутска или
Шелехова, но и всех районов Иркутской области.