"Бродяга к Байкалу подходит..."
Символы священного озера
Когда на экскурсии туристам говорят, что Байкал — самое глубокое озеро в мире (1637
метров), что его протяженность
630 километров, а объем двадцать три тысячи кубических километров, то это не
сразу производит впечатление. А вот когда говорят, что 1637 метров —
это только водная
толща Байкала, а под слоем воды еще более семи километров донных осадков, накопленных
Байкалом за миллионы лет, и что истинная глубина Байкала приближается к девяти
километрам, вот это впечатляет. Впечатляет и то, что, если мы отыщем в нашей Галактике
десять миллионов таких планет, как Земля, и на каждой планете, как на Земле, будет
проживать по семь миллиардов человек, и если мы каждому обитателю нашей Галактики
вручим по кружке объемом в треть литра, то Байкал одномоментно может напоить все это
фантастическое население. Здесь, как правило, восторгам уже нет конца.
Многие регионы мира уже сегодня
испытывают полный или частичный водный голод, а Байкал —
единственный на Земле
открытый водоем, из которого можно пить воду не очищая, настолько она чиста.
Чистая вода сегодня — это стратегическое сырье и повседневная незаменимая ценность.
Байкал — это гигантский резерв ценнейшего компонента жизни и для человечества,
и для биосферы Земли.
И сам Байкал, и окружающие его горы, леса и долины — это естественные заповедники
во многом оригинальной жизни, и взглянуть на это чудо природы, на это восхитительное
планетарное явление к нам приезжает все человечество. И вот здесь мы подходим к сути
нашего вопроса.
Во многих местах мира, куда, как и на Байкал, стремятся люди, возведены
скульптурные монументы-символы, олицетворяющие собою историю, культуру и фольклор
народов, населяющих эти места. Эти символы делают узнаваемыми эпоху, историю и
характер целых стран и регионов. В Риме — это скульптура Ромула и Рема, питающихся
молоком волчицы, в Копенгагене — сидящая на морском камне андерсеновская Русалочка, в
Испании — Дон Кихот и Санчо Панса. Это бременские музыканты в
Германии. Таких литературно-фольклорных героев много, и все
они возвращают нас в безоблачное детство человеческой фантазии, к первозданной любви к
нашей матери-природе и тем самым всех нас сближают и объединяют в единое
человечество.
Наш Байкал с каждым годом притягивает все большее число туристов со всего мира —
Иркутск занимает пятое место в России по посещаемости туристами, все
больше людей знакомятся с удивительным естественно-природным потенциалом Сибири и с
мощными по духу мифологическими и легендарными героями прибайкальского фольклора.
Его образы ни в чем не уступают мировым фольклорным шедеврам — они просто менее
известны, но популярность их растет с каждым годом. Это образы фольклора народов,
живущих вокруг Байкала, и в первую очередь образ отца-Байкала и его гордой дочери —
Ангары, могучая страсть их отношений, когда отец пытается остановить своенравную дочь,
устремившуюся к прекрасному Енисею. По другой версии, напротив, Байкал сам пробивает
для дочери дорогу к возлюбленному.
Самые первые известные нам стихи о Байкале написаны в
1765 году, и они являются поэтическим переложением этой легенды о Байкале, об Ангаре и
о Шаманском камне. Стихи написаны в Санкт-Петербурге чиновником Кривошеиным.
Когда силой чудотворною
Огнь подземный разорвал
Меж горами степь просторную —
Хлынул волнами Байкал:
Вдруг утес — гора упорная
Преградила путь ему
И, как крепость непокорная,
Не пускала вдаль волну…
Но напряг он грудь свободную —
С треском рухнула гора,
И по ней волной холодною
Зашумела Ангара!..
Здесь нет никакой неприязни между отцом и дочерью, нет непонимания и
противостояния, а наоборот: отец грудью проложил для дочери путь к ее свободе и счастью.
Полностью эти стихи можно прочесть в книге «Енисейский округ и его жизнь», изданной в
Санкт-Петербурге в 1765 году по повелению самой императрицы Екатерины Великой. Этот
образ также может быть использован для создания скульптурного символа Байкала и
Ангары.
Известен и любим в народе еще один персонаж байкальского фольклора — это
бесстрашный и непокорный Бродяга,
готовый платить жизнью за вольную волюшку, а потому бестрепетно
пускающийся в путь через Байкал в старой омулевой бочке.
Потуже обтянув ее обручами, укрепив
крестовину из жердей, Бродяга растягивает на крестовине кафтан или армячишко, и свежий
ветер наполняет этот латаный и перелатанный парус и влечет суденышко по крутым
волнам от одного берега к другому. Уже более ста лет поет народ песню об отважном
Бродяге.
Славное море — священный Байкал,
Славный корабль — омулевая бочка.
Эй, баргузин, пошевеливай вал —
Молодцу плыть недалечко…
Нам кажется, что оба образа, обе композиции — и Байкал-Ангара, и Бродяга
— могут
быть теми художественно-историческими символами Байкала, которые легко войдут в
память побывавшего в Сибири человека, поскольку способны приковать романтичное и
любознательное внимание и снова позвать в легендарную страну безбрежных снегов,
бескрайних лесов и могучих рек. Оба образа рождены байкальскими легендами, оба могут
быть воплощены в символы-монументы, отображающие силу и мощь Байкала, и его
непреходящее значение в жизни человечества. А видится это так. Скульптурная композиция
«Байкал и Ангара» может быть размещена на прибрежном возвышении, над истоком
Ангары. Фигуры отца-Байкала и дочери-Ангары должны быть объединены одним порывом
к преодолению всего, что мешает движению к свободе, одолению огромного пути-
пространства. Они могут исполнять единый, полный могучего смысла и значения танец,
каких много в традициях и культуре местных народов. Несомненно, это должен быть
художественно-туристический комплекс с соответствующей структурой — смотровой
площадкой, кафе-рестораном, выставочно-сувенирным залом, гостиницей на воде,
которые вкупе позволят в дальнейшем доставлять средства на
поддержание монументов-композиций в должном техническом и эстетическом состоянии.
При деле может быть и Бродяга в бочке. Внизу, в самом истоке Ангары, у смотровой
площадки, где всегда останавливаются автобусы, а прибывшие люди переживают первое
впечатление от встречи с Байкалом, прямо на воде в стилизованной бочке можно
поместить фигуру Бродяги, который смотрит вдаль и правит парус. Бочка может крепиться
на якоре так, чтобы течение Ангары раскачивало ее, и это будет динамичный, вечно
пребывающий в движении памятник. На бочке можно закрепить и легендарный гремящий
котелок — звуковой символ песни, а заодно он послужит ориентиром в туман и в непогоду.
Около Бродяги может находиться на якоре смотровая площадка, чтобы подвозить туда
туристов и предоставлять смельчакам возможность пообщаться с Бродягой и покачаться
вместе с ним в бочке. Одним словом, фантазии предела нет.
Создание подобных скульптур-символов — дело затратное,
оно потребует нескольких лет
работы и не один миллион рублей. Но будем последовательны. Поскольку литературно-
фольклорные образы рождены творческим гением народов, как бурятского, так и русского,
то и воплощать эти образы логичнее силами и средствами всех. На это дело надо поднимать
всю общественность, культуру и производство, предпринимателей и творческих работников,
город и село — весь народ в целом должен вершить это благородное дело. Это наша земля,
наш дом. В нашей стране народ воплощал и более мощные проекты, например, возрождая
храм Христа Спасителя в Москве. Для воплощения замысла творческих сил у нас
достаточно. Мы уже имеем пробный эскизный проект — танцующая Ангара в представлении
ангарского скульптора Анатолия Осауленко. В Забайкалье живет великолепный мастер
пластики Даши Намдаков, творчество которого известно далеко за пределами Сибири. Но
никто не помешает привлечь исполнителей и на конкурсной основе.
Для воплощения предлагаемого проекта уже сегодня инициативная группа учреждает
фонд «Эко-Культура-Байкал», создаваемый именно для того, чтобы проработать и уже
высказанные и другие идеи и наметить пути практического решения задач. Разработан и
рассмотрен юристами устав фонда, уже есть пробные эскизные предложения, подсчитана
стоимость предполагаемых работ, осмотрены места возможного размещения комплекса,
проведен первичный опрос иркутян и гостей Иркутска. Ни один человек, ни один из
опрошенных коллективов не высказался против, наоборот, идея хорошо воспринимается, и
люди охотно откликаются на нее, заверяя о своей поддержке и готовности включиться в
работу и в сбор средств, участвовать во всех дальнейших делах. Не будем забывать и того,
что деньги на осуществление проекта может дать и сам Байкал.
Вода Байкала представляет не только огромное жизненное и эстетическое
значение, но и экономическое. В связи с дающим себя знать водным голодом в мире
уже сегодня пресная, особенно питьевая, вода покупается многими регионами. Новой воде
на Земле взяться неоткуда. Если мы будем продавать байкальскую воду по пять долларов за
двести литров, что чрезвычайно дешево, то один кубокилометр байкальской воды даст в год
двадцать пять миллиардов долларов. Таких денег хватит на всю Восточную Сибирь, а за год
Ангара сбрасывает из Байкала более пяти кубокилометров воды, и какой воды!
Американцы
пытаются получить безнатриевую воду байкальской чистоты, но это обходится чрезвычайно
дорого, и желаемой чистоты они не достигают. Практически завод «Байкальские воды» и
Лимнологический музей уже наладили производство по фасовке и газированию байкальской
воды, и это только начало — за этим стоит экономическое освоение гигантского байкальского
ресурса. Не бесполезен в экономическом отношении и фольклорно-исторический потенциал
Байкала. Сегодня уже создана художественно-публицистическая работа о Байкале на основе
самых последних данных экспедиции «Байкал-бур», и проиллюстрирована она не только
современными изумительными цветными фотографиями, но и поэтическим словом. В этой
работе представлены все поэтические произведения о Байкале, которые созданы российскими и
сибирскими поэтами за четыре столетия, за то время, когда Байкал стал известен
европейскому миру. Такого представления байкальской поэзии в нашей литературе нет и
повторить его невозможно — поэтически звукоряд о Байкале существует только один, и, как
известно, литература о Байкале на книжных полках не залеживается.
Выдвигая наши предложения на обсуждение общественности, мы не сомневаемся, что
к этому подключатся многие, кто живет около Байкала, кому близок и дорог Байкал, кто
хотел бы, как и мы, сделать нашу землю еще более красивой, достойной мирового
внимания, как она того и заслуживает.