издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Александр Крюков: "Мое сердце принадлежит зрителям!"

Театральные бенефисы стали частью культурной жизни
нашего города. Они проводятся в честь заслуженных,
народных или просто любимых артистов. Бенефисы —
воспоминание о славных традициях ХIХ века и веяние
моды последнего времени.

Недавно в академическом драматическом театре имени
Охлопкова состоялся очередной бенефис. Но какой! Он
не был похож на предыдущие: заслуженного артиста
России Александра Крюкова его театральная семья
поздравляла с 65-летием, чествовала с размахом, на
который способны только настоящие
актеры-импровизаторы.

Александр Павлович Крюков — это Грозный в спектакле
«Смерть Иоанна Грозного», Шуйский в «Царе Федоре
Иоанновиче» Алексея Толстого, а до этого был Макбет,
Лир, Фауст. Актер будто создан для масштабных
образов. Его голос бывает мягким и нежным, зычным и
громоподобным, он может передать любовную страсть и
темперамент оратора. Его шепот одинаково слышен в
первых рядах зрительного зала и на галерке.

С первого дня служения в охлопковском театре он стал
одним из самых востребованных актеров. Не случайно
он, поступив в труппу в 1975 году, уже в 1978 году
получил звание заслуженного артиста. Подобный случай
в актерской биографии редок, он может произойти
только с по-настоящему незаурядной личностью,
человеком, наделенным талантом от природы или, как
сегодня принято говорить, данным от Бога. В юности
Александр Павлович собирался стать медиком и даже
поступил в Красноярский медицинский институт, но зов
души и веление сердца привели его в театр. Словно
нашептал кто-то, что в нем он станет избранным,
актером, которому будет суждено играть роли
повелителей мира.

После небывалого дивертисмента поздравлений в честь
Крюкова, начавшегося с духового оркестра возле
драматического театра, коротких поздравлений
официальных лиц и чинного рассаживания гостей по
автобусам, «Жигулям» и джипам колонна машин
направилась в Тальцы. Превосходная дорога будто сама
подталкивала машины к быстрому бегу. В этом
стремительном движении была остановка на 16
километре, возле поста ГАИ, и поздравления постовых.
На 21-м юбиляра приветствовали «рыбаки», зная о его
любви к рыбалке. Возле Бурдугуза, по-театральному
переведенного с бурятского, как «Царское село», его
встречали бояре.

В этом полном доброго юмора и фантазии поздравлении актеров чувствовалось
искреннее уважение к своему коллеге по сцене, стремление сделать для него
праздник незабываемым. Таким же ярким, какими были роли Александра
Павловича на сцене.
Перевоплощение в образ у Крюкова всегда было поразительным,
эмоциональное воздействие на зрителей — безусловным.

Каждому режиссеру в последние два десятилетия
назначать Крюкова на ту или иную роль было и
заманчиво, и очень рискованно. Он мог силой своего
редкого, не укладывающегося в рамки привычных норм
таланта подавить режиссера, зачеркнуть его старания,
подчинить и партнера своему видению спектакля, а мог
вполне традиционное решение сделать неожиданным и
новым. Самые значительные роли Александра Павловича
пришлись на период, когда театром руководил Григорий
Жезмер, постановщик «Макбета», «Ромео и Джульетты»
Шекспира, «Грозы» Островского, спектаклей по
современным пьесам. Это было время творчества, театр
вызывал живейший интерес, были сторонники и
противники режиссуры Жезмера, были жаркие споры и
дискуссии. Из всех поставленных спектаклей Жезмер не
занял Крюкова только в двух, в остальных для актера
всегда находились роли.

Казалось, актер был талисманом режиссера, основным
носителем его идей. «В старом Доме» Крюков получил
роль пьяницы, а год спустя
— Макбета в трагедии Шекспира.
Кто не помнит «пузырей земли» этого спектакля, силу
роковой страсти супругов, упивающихся предчувствием
кровавого пира своих злодейских замыслов?

Александр Павлович занимает в труппе театра особое
положение. Он актер, у которого остается привилегия
стать постановщиком. В режиссуре Крюкова зрители
видели спектакли «Контракт» Мрожека, «Мария Тюдор»
Шиллера, «А дальше — тишина…» по пьесе
американского драматурга Дельмара. И последний —
поставленный на камерной сцене по пьесе Разумовской
«Не исчезай», где он с народной артисткой Тамарой
Олейник играют главные роли. Это сценическое
партнерство постоянно, не случайно Тамара Викторовна
поздравляла Крюкова от лица его четырех жен: леди
Макбет, Настены («Живи и помни» Распутина), Надежды
(«Любовь и голуби» Гуркина), Веры («Дальше —
тишина…»).

Впрочем, рассказывая о поздравлении, мы опередили
бег машин, быстро приближающихся к Тальцам — 47
километру Байкальского тракта. По дороге то в одном
месте, то в другом с плясками выскакивал инспектор
Гаи Яковлинский, начавший свой танец еще на 16-м
километре. Ба, наконец-то разглядели! Это же
заслуженный артист, солист музыкального театра имени
Загурского Владимир Яковлев таким необычным способом
выражал свое уважение Крюкову.

Каким чудесным был праздник, организованный на фоне
природы, старинных строений музея, возле уютного
домика с надписью «Трактир». Были предусмотрены не
только юбилейные столы, но и импровизированная
сцена, на которой, сменяя один другого, выступали
актеры. Предусмотрели и настоящего ездового коня для
настоящего казака — директора театра Анатолия
Стрельцова, который и начал парад поздравлений в
честь юбиляра.

Поздравляли актеры драматического театра Стапан
Догадин и Евгений Солонинкин, эмоционально исполнив
песни Градского «Как молоды мы были», а потом в
музыкальном капустном номере к ним присоединился
Игорь Чирва. Пели актрисы о любви к Александру
Павловичу, выражали свое восхищение его талантом
молодые актеры, вчерашние выпускники театрального
училища. Народный артист, лауреат Государственной
премии Виталий Венгер в своем поздравлении
перевоплотился в доктора, предложившего Александру
Павловичу отведать в качестве лекарства напитки от
«Чемергеса» до «Виагры». Блистали остроумием
заслуженные артисты Яков Воронов и Николай Дубаков.

Знаменитое трио из музыкального театра на этот раз
поменялось в своем составе. К заслуженным артистам
Владимиру Яковлеву и Вячеславу Варлашову вместо
Николая Мальцева присоединилась актриса Елена
Мякишева. Поздравляли они от души, от чистого сердца.

Был и вальс супружеской пары — Александра Павловича
Крюкова и Галины Брониславовны Каселиной. Юбиляр
читал стихи, его голос был нежным, чуть грустным,
задумчивым. Обращаясь к коллегам, он сказал: «Мое
израненное сердце принадлежит вам!»

Его любящее сердце принадлежит всем нам, его горячим
и преданным поклонникам…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры