Герои Черембасса
Люди, о которых я хочу рассказать, известны в нашем городе. Когда-то их было много, их знали, потому что они были движущей силой общества в шестидесятые - семидесятые годы.
За дымкою десятилетий и всех случившихся потрясений в
стране, в обществе, в коллективах шестидесятые годы
видятся сегодняшним горнякам-ветеранам в
розовом свете, как «прекрасное далеко». Вспоминается
только хорошее, только веселое и радостное время
молодости и зрелости. А как же иначе!
В преддверии дня пожилого человека поговорим о достоинстве и
чести этого поколения.
!I1!Многих я хорошо знаю. Горные
инженеры, механики, машинисты экскаваторов… В
Черемхове мальчишки стремились по их пути в
горный техникум, институт или училище. В поселке
Храмцовка, где с середины пятидесятых быстро и
качественно строились кирпичные благоустроенные дома,
было прекрасное общежитие молодых специалистов. И там
поселяли приезжавших каждый год выпускников
институтов из Иркутска и других городов. Молодежь эта
была заметна на танцевальных вечерах, в
самодеятельности. Помню, какие спектакли ставил их
самодеятельный театр, какие выступали хоры, пели
солисты. Жили празднично, красиво.
Недавно встретились мы с ветераном угольного
производства Валентиной Алексеевной Ключниковой и
рассматривали фотографии из ее домашнего архива. В
пятидесятых годах ее муж, ныне покойный, Виталий
Тимофеевич, работал на Храмцовских разрезах, дружил с
молодым начальником участка Виктором Пяткиным.
В те годы на разрезах действовала командная система,
но в свободное время отношения командиров и рабочих были
товарищескими, дружили семьями, устраивали
коллективные выезды на природу. Торжественные
собрания проводились в советские праздники и День
шахтера. В семье Ключниковых хранят фотографию у
знамени. Вручение коллективу памятного
Знамени Совмина Союза ССР и ВЦСПС — это
высокая честь, награда за успехи в соцсоревновании. И
как дружно, по-семейному расположились инженеры,
рабочие, директор, который ничем не отличается от
экскаваторщика. Кажется, он подчеркнул свою простоту,
стоит без галстука, в простой рубашке. Он тогда был уже
не молод, Михаил Дмитриевич Одегов, коренной
черемховец. А рядом — молодое поколение горных
специалистов, они в черных пиджаках, белых сорочках и
при галстуках. Второй слева — Виталий Ключников. Он в
тот момент уже получил второе высшее образование, окончил
институт народного хозяйства. Впереди его ждала должность главного
экономиста Ново-Гришевского разреза. А Виктор
Павлович Пяткин прошел ступени профессионального
роста от начальника участка до главного инженера
Северного разреза, потом «Сафроновского» и, наконец,
директора орденоносного разреза «Сафроновский»
производственного объединения «Востсибуголь». Он
всегда поддерживал спортсменов своих предприятий,
помогал городу, построил базу отдыха на берегу
Ангары. Решением исполкома депутатов горсовета был
удостоен звания «Почетный гражданин города
Черемхова».
Стоит вглядеться в лица почетных граждан. Это в
основном люди шестидесятых, каждый четвертый — из
племени горняков. Вот Василий Поликарпович Чалков,
Герой Соц. Труда, ветеран-экскаваторщик. Еще один
рабочий-горняк, кавалер ордена Ленина, Григорий
Васильевич Коломейцев. Командиры высшего ранга
Калашников Виктор Михайлович, Панченко Виктор
Степанович, Щадов Иван Михайлович — из той же когорты
горняков шестидесятых.
!I2!В тени этих имен остаются многие скромные труженики,
без которых был бы невозможен взлет угольной
промышленности в Черемхове. Хочется напомнить, что
высокая производительность труда была достигнута
благодаря новейшей технике, мощным вскрышным
экскаваторам, поступавшим с заводов Урала, Украины,
Ижевска. О том, как осваивались невиданные прежде
машины, рассказывал мне Игорь Александрович Цукуров,
много лет проработавший механиком на разрезах, главным
энергетиком в тресте «Черемховуголь», а потом
преподававший в учебно-курсовом комбинате
объединения «Востсибуголь».
Шагающие экскаваторы поступали в Черемхово в виде
отдельных узлов в вагонах и на платформах. На
монтажной площадке их собирали бригады специалистов
вместе с механиками и членами будущего экипажа.
На каждом экскаваторе работал
инженер-механик. Правильная эксплуатация сложного
горно-транспортного оборудования требовала ремонтов,
профилактики. Зачастую возникали «нештатные»
ситуации, и тогда вызывали конструкторов с завода-
изготовителя. Главный механик треста
«Черемховуголь» Яков Александрович Юсупов сумел
создать систему обслуживания экскаваторов специальной
бригадой механизаторов, организованной на
рудоремонтном заводе. Кроме того, он
организовал работу наладочного участка «Энергоуголь» в городе
Черемхове, существующего до сегодняшнего дня.
Игорь Александрович помнит многих механиков
Черемхова, он бывал на заводах, где конструировали
новые модели, он так же, как и механики других разрезов,
собирал шагающую махину, испытывал, руководил
перегоном в забой, ремонтом. Когда отдавал в мои руки
дорогой памятный фотоснимок, задумчиво говорил:
«Жили в трудное, но хорошее время. Работа была интересная, мы
ощущали ее государственную важность. На деле было
единство, взаимоподдержка,
целенаправленность и защищенность со стороны
государства, профсоюза. Сегодня остается только
завидовать самим себе. Нынешним молодым надо это
понять».