издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый закон о приватизации

  • Автор: Подготовила Наталья МАТВЕЕВА

На днях административный комитет при губернаторе области одобрил
проект закона Иркутской области «О приватизации областного
государственного имущества».

Новый документ подготовлен в связи с принятием еще 21 декабря 2001
года Федерального закона «О приватизации государственного и
муниципального имущества» и с целью приведения законодательства
Иркутской области в соответствие федеральному законодательству о
приватизации.

Председатель комитета по управлению государственным имуществом
области Нина Горячих отмечает, что вступивший в силу федеральный
закон существенным образом изменил законодательство о приватизации.
В частности, законодатели акцентируют внимание на семи пунктах. Так,
федеральным законом урегулирован процесс продажи земельных
участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе
имущественные комплексы. Исключение составляют лишь вопросы
установления цены, устанавливаемой субъектом Российской Федерации.
Новым законом существенно уменьшен перечень возможных условий
конкурса при продаже государственного и муниципального имущества на
конкурсе.

Предусмотрено привлечение профессиональных участников рынка
ценных бумаг с целью организации торгов.

В новом документе отменены льготы для трудового коллектива при
выкупе акций приватизированных предприятий. В то же время
существенно расширены способы приватизации государственного и
муниципального имущества, которые дают возможность приватизировать
неликвидное государственное имущество.

Также в новом законе о приватизации исключена возможность
закрепления в государственной собственности пакетов акций открытых
акционерных обществ, созданных в процессе приватизации
государственных предприятий. Исключен заявительный характер
приватизации. Это значит, что законодательно не предусмотрена
возможность подачи заявки на приватизацию физическими или
юридическими лицами, а у органов исполнительной власти теперь
отсутствует обязанность принимать решения о приватизации
государственного имущества по заявке.

Следует отметить, что при всех изменениях сохранены основные
приоритеты существующей системы законодательства о приватизации:
планирование, гласность, возмездность сделок приватизации, также
сохранено понятие специального права («золотой акции») на участие РФ,
субъекта РФ в управлении ОАО.

Федеральный закон расширяет возможности реализации
государственного неликвидного, низколиквидного и неэффективно
функционирующего имущества.

Уделено большое внимание особенностям приватизации объектов
культурного наследия, социально-культурного и коммунально-бытового
назначения, а также защите прав государства и муниципальных
образований как собственников имущества.

Право на данную законодательную инициативу по принятию закона
Иркутской области «О приватизации областного государственного
имущества» оставлено за губернатором Иркутской области.

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе
реализации органами государственной власти области полномочий в
сфере приватизации областного государственного имущества, в том числе
земельных участков. Все вопросы приватизации объектов собственности
субъектов РФ решаются только на основании федерального
законодательства о приватизации и в определенных этим
законодательством рамках. Таким образом, законодательство о
приватизации Иркутской области н в коем случае не должно
противоречить федеральному и не должно вводить дополнительные
ограничения. В связи с этим предлагаемый проект закона
регламентирует приватизацию областного государственного имущества
только в тех рамках, которые установлены федеральным
законодательством.

Так, например, статья вторая закона устанавливает компетенцию органов
государственной власти области в сфере приватизации —
Законодательного собрания и органов исполнительной власти области.
Статья также устанавливает полномочия комитета по управлению
государственным имуществом области как специально уполномоченного
органа по управлению и распоряжению областной государственной
собственностью. Эти указанные полномочия отнесены к предмету
самостоятельного правого регулирования субъекта РФ.
Необходимо отметить, что федеральный закон исходит из принципа
плановости приватизации. Поэтому «наш» проект закона также
придерживается данной концепции и предусматривает утверждение
программы приватизации областного государственного имущества на
соответствующий финансовый год. Это будет одним из этапов
бюджетного процесса, когда необходимо сформировать неналоговые
поступления в доходную часть бюджета. Программа приватизации будет
утверждаться отдельным законом области.

Федеральное законодательство относит к компетенции субъекта РФ
регулирование вопросов установления порядка подведения итогов
продажи областного государственного имущества без объявления цены и
установления порядка заключения договора купли-продажи также без
объявления цены.

Принятие данного закона требует признания утратившими силу ряд
законов Иркутской области, а также внесение изменений и дополнений в
статью шестую закона Иркутской области «Об организации и
деятельности администрации Иркутской области». Примечательно,
принятие данного закона не потребует дополнительного финансирования
из областного бюджета.

Новый законопроект о приватизации будет вынесен на рассмотрение
ближайшей сессии Законодательного собрания. В ближайших выпусках
мы более подробно остановимся на этой теме.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры