Матера волнует и сегодня
"Прощание с Матерой" -- теперь на сцене иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова В культурной жизни Иркутска -- большое событие: вышел спектакль "Прощание с Матерой". Инсценировал повесть нашего прославленного писателя-земляка, лауреата Государственных премий Валентина Распутина режиссер ТЮЗа Александр Ищенко. Что примечательно, Валентин Григорьевич высоко оценил эту постановку, назвав ее серьезной и глубокой. Уже прошли первые спектакли. Их смотрели критики, писатели, журналисты, театралы, коллеги тюзян -- актеры и режиссеры, приезжавшие в Иркутск на наш театральный фестиваль. Общее мнение: спектакль ТЮЗа -- значительное явление для Иркутска.
!I1!Режиссер Александр Ищенко уже ставил спектакли по произведениям
Распутина — «Деньги для Марии», «Живи и помни».
— Валентин Григорьевич — один из моих любимых авторов.
Однажды у меня даже была мысль поставить всего Распутина,
начиная с его «Уроков французского». В то время я руководил
Семипалатинским театром имени Достоевского. Но не получилось…
Не было талантливого мальчика, пяти-шестиклассника.
Не было и Дарьи, актрисы нашей труппы были еще молоды…
— На кого рассчитан ваш нынешний спектакль?
— Прежде всего на старшеклассников. Но не только.
В Иркутске достаточно людей, которые знают, уважают,
любят писателя Валентина Распутина. В нашем театре девять
лет идет спектакль «Последний срок», на который зрители
ходят и поныне.
— Я знаю, что вы собирались поставить «Матеру» еще
несколько лет назад, что получили на это разрешение
автора. Как, кстати, оценил вашу постановку Распутин?
— Два года назад я пытался подступиться к «Матере»,
но все чего-то недоставало… Перечитал все имеющиеся
инсценировки, они меня не устроили, сделал свой сценический
вариант, который прочитал Валентин Григорьевич. Он признал,
что этот вариант добротный, что-то в нем поправил, написал
пару новых монологов и благословил на постановку.
Летом у нас состоялся рабочий прогон спектакля, на нем
присутствовал Распутин. После просмотра он попросил
артистов собраться в зрительном зале, чтобы поговорить.
Писатель посчитал и инсценировку, и спектакль работой
серьезной, возможной в своем развитии, чтобы о нем говорили,
и выразил надежду, что он не останется в умолчании.
Нас это обнадежило, окрылило.
— Но вот в чем вопрос, Александр Валерьянович. Пойдет
ли сегодня молодой зритель на такой серьезный, тяжелый
спектакль?
— Хотелось бы, чтобы пошел.
Что греха таить, в ТЮЗе иногда приходится сталкиваться
с безобразным поведением зрителей-школьников во время
спектакля. Как они воспримут «Прощание с Матерой»?
Директор театра Виктор Токарев считает: «Конечно, это
спектакль некассовый. Пусть в зале будет всего 40-50
человек, но — думающих, умеющих сопереживать… И
потом, скажите, как еще воспитывать молодежь, если не
такими постановками? Мы ведь говорим не только о Матере,
но и о России в целом. Это крик души о спасении нашей
Родины…».
И писатель Валентин Распутин опасался, будет
ли спектакль понятен и близок современному зрителю.
Опасения развеялись, когда на двух премьерных спектаклях
залы заполнила молодежь; ребята смотрели «Прощание
с Матерой» внимательно и сосредоточенно, они не остались
безучастными и равнодушными к его теме.
— На мой взгляд, «Прощание с Матерой» — это тревоги
и сегодняшнего дня (прощание с Родиной, расставание
с прежними идеалами), — продолжает разговор Александр
Ищенко. — Понятно, что к прошлому возврата нет, но нельзя же его
перечеркивать…
Как-то я видел передачу про Бурейскую ГЭС, где работает
на полмощности одна турбина. Там ведь тоже началось
затопление. Три века стоят деревни, это богатые земли,
тайга, крепкие хозяйства, люди сами себя кормят, выращивают
там хлеб, ловят рыбу, у них добротные дома…
Сколько понадобилось лет, чтобы возвести все это, обустроиться!
А теперь их переселяют, для них построили поселок,
а они плачут: «Мы не поедем. Пусть топят!» Это происходит
сегодня на севере Амурской области. А когда Распутин
написал о нашей Матере?..
— Не могу не спросить вас о художнике-постановщике.
Зрители по достоинству оценили сценографию спектакля.
Как вам работалось с Суракевичем?
— Юрий Суракевич — художник известный, именитый. Это
наше имя, иркутское. Он оформил как художник-постановщик
немало спектаклей: в ТЮЗе, театре музыкальной комедии,
драме. Сейчас Суракевич живет в Севастополе, он заслуженный
деятель искусств Украины и Республики Крым, лауреат Государственных
премий… Я знаю его давно, но работали вместе мы впервые.
Он из тех художников, которые предлагают в своих эскизах
решение визуальной, образной и действенной частей спектакля.
У меня, честно говоря, было иное представление, но
когда Юрий Иванович представил мне макет, я сразу согласился
с ним. Потому что он очень точно изобразил эстетику
60-х годов. Это был расцвет театра, литературы, это
тот момент, когда рождалась «Матера»…
— Александр Валерьянович, в вашем спектакле занят
весь цвет театра: Людмила Стрижова, Нина Олькова,
Людмила Попкова, Любовь Почаева, Галина Проценко, Валерий
Елисеев, Олег Тупица, Владимир Безродных, Николай Кабаков,
Владимир Привалов… Но есть и имя новое — Михаил Цыбань,
который играет Андрея, внука Дарьи. И еще малыш, исполнитель
роли Коляни, внучонка бабки Симы. Это чей-то — из артистов
— сын, внук? Скажите нам о них несколько слов…
— С удовольствием! Миша Цыбань играет и в моем спектакле
по Шукшину «Точка зрения». Отмечу, что в «Матере» он
уже более органичен, последователен. Надеюсь, что и
дальше Миша будет развиваться.
Нашего малыша зовут… Александр Сергеевич. (Улыбается).
Фамилия — Косованов. Не сын, не внук наших артистов,
ничье протеже абсолютно… Он второклассник, занимается
в детской вокальной группе при нашем театре,
откуда и попал в спектакль.
!I2!После премьеры и заслуженных поздравлений
заслуженная артистка России Людмила Стрижова, исполнительница
роли Дарьи, призналась:
— Для меня роль Дарьи — это такое человеческое,
творческое испытание! Интересно работать с режиссером
Ищенко, он буквально выматывает актера, заставляет нас
тратить свои нервы, душевные клеточки (теперь мало кто
из режиссеров занимается этим).
Конечно, роль трудная. Сейчас актер на сцене стал настолько
интеллигентен, а тип народный редко встречается. Мы
оторваны от деревни. Поэтому трудно приближать себя
к этой ситуации. Столько шелухи, за которую мы прячемся,
а тут спрятаться нельзя.
Сегодня мало говорится про нашего, русского человека.
Столько неуважения к нему… Материал очень хороший.
Такого рода драматургии мало попадает на сцену (тем
более что это инсценировка повести). Деревни разрушаются.
Это же трагедия, которая происходит на наших глазах.
Дай Бог, чтобы русская деревенька устояла. А значит,
и наше Отечество выстоит.
Нечеловеческие испытания, страдания выпали Дарье. О
людях-то не подумали, об их жизни, об укладе, к которому
они привыкли. Мы как-то с актерами разговорились: если
бы нам сейчас объявили, что не будет, скажем, Ново-Ленино,
нужно переезжать. Вот такая же ситуация. А?
Летом я случайно увидела по телевизору передачу о Братске.
Родился мертвый ребенок. Молодые ребята говорили: «Мы
не хотим здесь жить, создавать семьи, рожать детей.
Здесь тяжело жить. Это страшный город». Я была поражена.
Когда Распутин написал «Матеру», прошло столько десятков
лет, а молодежь и сегодня бежит из родных мест. Господи,
думаю, для чего же все это делалось, а? Помните, Дарья
говорит внуку: «Господь, когда землю спускал, он ни
одной сажени никому лишной не дал. А вам она лишная стала.
Отведите, и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим
послужит. Оне вам спасибо скажут».
Сколько мне будет отведено играть эту роль, столько
буду стараться. И благодарить Бога за нее…
!I3!А вот что сказал вашему корреспонденту
сам писатель В.Г. Распутин:
— Мне нравится спектакль. И нравится инсценировка.
Ищенко на удивление бережно отнесся к моему тексту,
все самое главное он взял. Это повесть, перенесенная
на сцену с наибольшей точностью и с наименьшими потерями.
Режиссер не испугался большого текста, длинных монологов,
которые взяла на себя актриса Стрижова. Никто бы не
смог лучше нее вытянуть их, она же смогла, мне кажется,
донести смысл через эти монологи наилучшим образом.
Я замечал, что наибольшее волнение охватывало меня,
когда читался этот эпис. У меня, конечно, особое, авторское,
отношение. Но ведь актерам надо было это волнение донести,
этот трагизм передать. Было несколько инсценировок «Матеры»,
были и хорошие среди них. В театре Татьяны Дорониной
уже шестнадцатый сезон идет одна из них, я время от
времени бываю тоже, и удивляюсь тому, как хорошо зрители
относятся к спектаклю. Но там нет этих монологов. Там
укоротили спектакль, играют его без перерыва, днем,
как правило. Он слушается, читается. Но это уже другой
спектакль, там — ощущение старины прошедшего времени. В Иркутске же Ищенко
поставил современный спектакль. Все потери, которые
произошли, случились не тогда, когда затопили Матеру.
Сейчас возможна гораздо большая потеря — всей нашей
Матеры. Земля — это остров, это та же самая Матера,
только в гораздо больших размерах, с гораздо большими
потерями, которые могут случиться — сознательно или
неосознанно. Вот это ощущение опасности передано в этом
спектакле.
P.S. Спектакль «Прощание с Матерой» тюзяне покажут 7
октября на фестивале русской духовности и культуры «Сияние
России». В эти же дни театр отпразднует свой юбилей —
75-летие…