Как живется тебе, садовод?
Да как? Живу! Приходится зависеть от погоды, от воды и транспорта, от воров и недоброго взгляда... Все, что останется, -- мое. Кого угощу, кому продам! Ну а если умру, то сад на земле останется добрым людям. Пусть расцветает каждую весну! Может, еще и спасибо скажут! А может, и памятник поставят, ведь сад-то в Сибири! У нас всегда поминают добрым словом и памятники ставят после смерти...
В первой половине сентября, неожиданно, примерно в два
раза было сокращено количество автобусов на садовых
маршрутах г. Иркутска. Это произошло в самый разгар
копки картофеля, уборки урожая. В выходные дни люди
не могли уехать, оставались даже на конечной остановке,
и тем более по пути следования. Тогда как
в течение лета нас всех увозили и привозили — правда,
всегда в переполненных до отказа автобусах.
А некоторые старушки, старички
садились прямо на пол. Так и ехали.
Наше поколение не
привыкло жаловаться. Привыкло работать, пока двигается.
Но мы и не безропотное стадо. Каждый садовод — это
бывший или настоящий врач, учитель, инженер, квалифицированный
рабочий, агроном, работник науки.
Вряд ли ленивый будет работать с землей. У части садоводов
есть удостоверения ветерана труда, ветеранов войны и тыла. В то время, когда
мы работали, и Пенсионный фонд не страдал без отчислений
от наших зарплат. Пенсионеры того времени могли себя
чувствовать людьми. Они могли себе позволить купить
колбасы, сыра, новый костюм, платье, пальто, съездить
на подкопленные деньги в гости к родственникам, на Черное
море, за границу. Сейчас же мы о таких благах уже не
мечтаем. Любой водитель автобуса нас может не взять
на остановке, проехать мимо в вечернее время, увидев
и седую голову, наконец, просто
придавить в двери за то, что мы неплатежеспособны,
а предъявляем так называемые «ваучеры» —
документы ветерана и пенсионера.
Все отдано на суд порою очень недалекого водителя-рвача,
на его совесть. Большое спасибо тем водителям, у кого
она есть! Низкий поклон постоянным водителям маршрута
N 140, идущим навстречу садоводам.
Мы не знаем, возможно, финансовые органы города и области
не делают отчислений за нас, ветеранов, автотранспортным предприятиям,
или зарплата водителя мало?
На слуху недавнее выступление
по радио одного из российских политических обозревателей
о том, что льготы ветеранам оставлены лишь для поддержания
нынешнего руководства России на выборах. Да, электорат
пенсионеров пока еще ощутимый! Этот откровенный цинизм
представителей органов власти радости
не вызывает. Льготы ветеранам — это костыль к пенсии,
оставляющий нас на плаву. Они дают возможность ездить
хотя бы в садоводство и по городу. Необузданные, неорганизованные
полчища городских маршруток по карману лишь людям, имеющим
деньги. И, конечно, не пенсионерам, у кого доход на
душу в среднем 1,5 тыс. рублей. В своем недавнем выступлении
по радио руководитель Госдумы Г. Селезнев назвал
нищенством среднедушевой доход в семье 3 тыс. рублей.
Значит, основная масса садоводов находится за чертой
нищенства. Пенсионеры садоводы восполняют
невозможность заработать денег на жизнь выращиванием
продуктов питания на своих участках. Они обеспечивают
семью, своих близких витаминной продукцией (а
иногда и мясом). Что-то реализуя, они высвобождают деньги
на дорогие коммунальные оплаты, ремонт квартир, дачных
домиков, покупку одежды, обучение детей, приобретение
семян, удобрений. То, что выращивается на садовых участках
трудом, потом, умением, государство не сможет
восполнить людям. Привозные фрукты, покупной картофель,
овощи очень дороги на рынке. Их не закупишь в нужном
количестве на нынешние пенсии и очень маленькие зарплаты.
Кроме того, на садовых участках приучается к труду наше
будущее — дети. Вместе со свежим воздухом они получают
навыки выращивания садовых культур. Положительная энергия
цветущих и плодоносящих растений полезна не только детям,
но и всем садоводам. Она разрушает стрессы,
дает радость жизни, заставляет людей возвращаться к
земле, а значит, и к мудрости. Неуважительное отношение
к людям труда, к старшему поколению говорит о падении
нравственности и культуры в нашем обществе. У садоводов
даже нет своего справочного, чтобы узнать расписание
маршрута садового автобуса. В центральной диспетчерской
на ул. К. Либкнехта либо никто не отвечает на звонок,
а если дозвонишься, то раздраженный голос с трудом сообщит
время отправки очередного рейса, т.к. в их функции,
говорят они, эта услуга
не входит. Нет никаких расписаний на промежуточных остановочных
пунктах в течение всего сезона и, тем более, нет никаких
сообщений о каких-либо изменениях в них. Нет согласованности
в работе автобаз с центральной диспетчерской. Во время
массовой уборки урожая и сокращения количества автобусов
многие старые испытанные большие «мерседесы» (46 посадочных
мест) заменены новыми автобусами, в которых только 23
посадочных места. Чтобы уехать, в них впрессовывается
больше сотни людей с садовым грузом. Многие оставшиеся
садоводы ищут вспомогательные способы, чтобы
уехать домой. Есть водители, которые, увидев удостоверение
ветерана, откровенно издеваются, показывая пенсионерам
на маршрутные такси, атакованные людьми помоложе, мол,
хватит вам задарма кататься! Кто организует, кто контролирует
этот поток автотранспорта, перевозящий пассажиров-садоводов.
Наверное, это недобрый человек или ему срочно нужна
помощь наших властей. Основная часть людей выезжает
из садоводств в конце дня, последними рейсами. Но к
концу дня увеличиваются интервалы движения, посылаются
автобусы с меньшей вместимостью, и вдобавок в сентябре
снята половина рейсов с выходных дней. Четыре рейса
утренних и четыре вечерних справляются с перевозками
только в будние дни на маршруте N 140. Этот маршрут
обслуживает 7 крупных и средних садоводств, в которые
давно уже пора посылать дополнительные автобусы. Переходы
садоводов составляют от 3 до 6 км от остановок существующих
маршрутов. Это садоводства Мастерок, Клен, Сибсервиссад
(26 км Байкальского тракта), садоводства в п. Грудинино
(в сторону от Мельничной Пади, раньше туда добирались
по Иркутскому морю), садоводства за 15 км Мельничной
пади (141 маршрут автобуса), более благоприятные в экологическом
и микроклиматическом отношении, чем сама Мельничная
падь.
Нужна добрая разумная помощь наших властей в расширении
существующих дорог в эти садоводства, отсыпке их, организации
остановочных пунктов, обеспечении транспортом.
Необходима также помощь садоводствам в вывозке или организованной
утилизации различного нерастительного мусора. Почти
все садоводства по периметру своему обросли свалками.
В них находят пристанище полчища мышей и крыс — переносчиков
клещей и тяжелых инфекционных заболеваний: энцефалита
и бореллиоза (болезнь Лайма). С грызунами клещи попадают
в городские парки. Знают ли городские санитарно-эпидемиологические
учреждения и городские, областные власти, что на 26-27
км Байкальского тракта фактически укус каждого первого-третьего
клеща несет если не энцефалит, так бореллиоз. Пора ставить
заслон этим инфекциям, которые если не сразу, то через
несколько лет скажутся на здоровье человека тяжелыми
последствиями.
Говорят, если приходит беда, то не одна. Так и у садоводов.
Исчезла с экранов телевизоров наша старая добрая передача
«Сибирский сад». Раньше она собирала нас всегда
почти в одно и то же время и наглядно учила садоводству.
Учили нас специалисты, опытные садоводы особенностям
выращивания садовых культур, когда и чем обработать их
от вредителей и болезней. Если быть точнее, то передача-то
после долгого перерыва появилась под тем же названием
«Сибирский сад». Но будто душу из нее вынули, а рекламный
ролик вставили. Осталась одна красивая обложка
от журнала для садоводов, а в ней реклама недоступных
нам сотовых телефонов, кемпинг-отелей, мотоблоков, сомнительных
семян и реклама садовой продукции, которую садоводы
и без помощи передачи вырастили. Без садоводов-то она
и садовой перестанет быть!
Неужели у областных властей не найдется немного денег,
чтобы организовать для садоводов более достойную передачу
и по продолжительности, и по содержанию. Говорят, чтобы
выступить специалистам областной станции защиты растений
в этой передаче нужно заплатить не одну тысячу рублей.
На садоводах сейчас многие частные фирмы наживаются.
Их мы и смотрим сейчас в передаче.
У нас в России долгое время отлучали от земли настоящего
крестьянина. И мы до сих пор еще покупаем хлеб и мясо
за границей на валюту, лес, природные богатства. А большая
часть людей в деревне спивается и ворует и не находит
себе работы! Нет ее и в городе, кроме торговли. В годы
так называемой перестройки низко пала востребованность
на детей. Многие семьи не могут сами прокормить своих
отпрысков из-за высоких цен на продукты питания и одежду.
Резко упала рождаемость. И люди сами находят пути выживания,
обращаясь к земле. Это частное садоводство, огородничество,
подворье!
Не хочется верить, что все это снова хотят погубить!
Хотелось бы думать, что нами в городе и области руководят
умные, мудрые люди. Ведь недаром в городе появляются
новые памятники и центры настоящей культуры. И они нам,
садоводам, непременно протянут руку помощи, как это
делается уже давно в Санкт-Петербурге. Введут наиболее
достойных из нас в городские и областные органы управления,
помогут справиться с нелегкими нашими проблемами.
Трижды прав Ю.Ф. Палкин, председатель областного совета садоводов,
в том, что если власти сегодня не помогут дачникам
в решении их проблем, то скоро некому будет помогать.
Люди просто-напросто отвернутся от земли.