Новый взлет "Иркута"
Аэродром Иркутского авиационного завода покинул транспортный воздушный гигант "Руслан". На его борту -- два истребителя СУ-30МКИ, изготовленные в Иркутске по заказу индийских военных.
Технические характеристики СУ-30МКИ позволяют считать его
лучшей машиной в своем классе. Во всем мире нет другого серийно
выпускаемого боевого самолета, который обладал бы такой же
маневренностью в сочетании с высокой скоростью, простотой
управления и исключительной эффективностью в решении военных
задач.
На церемонию отправки истребителей собрались руководители
Иркутского авиационного завода и представители министерства
обороны Индии. Президент научно-производственной корпорации
«Иркут» Алексей Федоров и главнокомандующий индийскими ВВС
господин Кришнасвами тщательнейшим образом осмотрели
размещенные в фюзеляже «Руслана» детали разобранных
самолетов, проверили
упаковку и крепление. «Это не показная придирчивость, — сказал позже
журналистам Алексей Федоров. — Просто наши контакты с индийской
стороной давно уже вышли за рамки отношений продавца и
покупателя. Новые самолеты — это наше совместное детище, плод
объединенных усилий конструкторов Индии и России. Потому они нам
так дороги…»
Контракт на поставку истребителей был подписан Россией и
Индией в 1996 году. Уникальность этой торговой сделки состояла в том,
что индийские конструкторы, инженеры и испытатели с самого начала
приняли активное участие в разработке наиболее важных систем
функционирования самолета. Единые усилия принесли замечательные
результаты. Они позволили создать машину, не имеющую себе равных
в мире. Сегодня небо над Индией бороздят уже 18 истребителей СУ-
30К и 10 машин марки СУ-30МКИ.
Перед тем как прибыть на аэродром, Алексей
Федоров на правах хозяина провел индийских военных по цехам
Иркутского авиационного завода. Это была не экскурсия, а деловое
знакомство с технологией производства и организацией работы.
— Мой коллега Федоров — очень грамотный авиастроитель и
энергичный менеджер, — сказал журналистам господин
Кришнасвами. — Мы высоко ценим его личное участие в
реализации контракта и благодарны всем иркутским рабочим за
дружную и профессиональную работу. Мы уверены, что вправе говорить
о полном понимании и едином подходе к решению самых важных задач.
Сотрудничество корпорации «Иркут» с индийскими коллегами
берет начало в 80-х годах прошлого века. Тогда совместными усилиями
были изготовлены 165 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27МЛ
«Бахадур», ставших впоследствии основной ударной силой
ВВС Индии. Шли годы, совершенствовалась авиационная техника,
авиационный завод совершенствовал свое производство,
конструкторская мысль предлагала все более современные и
эффективные способы решения боевых задач. Так появились и были по
достоинству оценены специалистами военной техники истребители СУ-
30К, СУ-30МКИ. Партнерские отношения сибиряков со своими
индийскими коллегами тоже продолжали развиваться и вышли на такой
уровень, что позволили заключить контракт о передаче
индийской корпорации HAL лицензии на производство140
истребителей СУ-30МКИ с 2004 по 2017 год.
— Мы тоже без работы не останемся, — улыбается Алексей
Федоров. — Утверждена долгосрочная программа военно-технического
сотрудничества России и Индии. Важнейшее место в ней занимает
проект создания российско-индийского многофункционального
транспортного самолета. Предстоит объединить усилия специалистов
корпорации HAL, «Иркут» и АК имени Ильюшина. У нас уже есть
совместные технические решения, а реализовать их предстоит на
Иркутском авиационном заводе. Общая стоимость проекта составит
более 300 миллионов долларов.
Корпорация «Иркут» играет все более существенную роль в
экономике Прибайкалья. Иркутяне гордятся своими лидирующими
позициями среди российских предприятий, выпускающих
гражданскую и военную авиационную технику.
По словам
президента корпорации, сибиряки способны обеспечить
проектирование, производство, реализацию и последующее
обслуживание самых современных самолетов. Алексей Федоров
сообщил, что в 2002 году объем поставок авиационной техники из цехов
завода превысил 500 миллионов долларов, а суммарный портфель
заказов корпорации превышает три миллиарда долларов. Это серьезный
источник доходов не только для авиастроителей, но и для
бюджета Иркутской области.
Бурный рост производства вывел «Иркут» на первое место среди
наиболее динамично развивающихся компаний страны в 2002 году,
позволил корпорации стать важнейшей составляющей всей
системы военно-технического сотрудничества России со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Появление сибирских
«сушек» в небе над Индией привлекло внимание военных из другой страны — Малайзии.
Военные машины одержали вполне мирную победу над американскими
истребителями того же класса F/A-18F. Это произошло во время тендера
на поставку самолетов для малазийских ВВС. СУ-30МКИ выиграл его и
по всем статьям был признан лучшим. Теперь и соседняя с Индией
страна получит в распоряжение самую современную технику с
сибирской пропиской.
…Церемония приемки подходила к концу, когда
в сером осеннем небе появилась едва заметная точка. Очень быстро она
приобрела черты самолета, а еще через несколько секунд машина
коснулась взлетно-посадочной полосы и понеслась нам навстречу.
Ярким букетом вспыхнули за хвостовым оперением тормозные
парашюты, и истребитель медленно проплыл мимо на свою рабочую
стоянку. Вид у него был совсем не устрашающий, а легкий и
элегантный. Летчик посмотрел в нашу сторону и махнул рукой.
Еще один сибирский истребитель закончил летные испытания.