Ирина Думова: Нужно формировать экономический образ мышления
Почти в два раза, до 4,5%, сократились темпы роста промышленности Иркутской области в 2003 году. Это в полтора раза ниже, чем среднероссийский показатель. В то время как в прошлом году дела обстояли с точностью до наоборот. На днях губернатор Борис Говорин заявил, что экономика области исчерпала возможности экстенсивного роста, для ее развития необходимо введение новых производств.
Как утверждает в своем интервью нашей газете заместитель главы администрации Иркутской области Ирина
Думова, 2004 год будет для региональной экономики сложным, но она проживет его на подъеме.
— Ирина Ивановна, как случилось, что промышленность региона с высоким экономическим потенциалом
растет медленнее, чем в целом российская промышленность?
— Развитие предприятий области имеет серьезные структурные ограничения, которые и приводят к постепенному
замедлению темпов экономического роста. С 1998 года расположенные в регионе компании наверстывали
утерянные в постсоветский период объемы производства, достигнув к настоящему времени в большинстве
случаев проектных мощностей. Уже в прошлом году эффект от эксплуатации предприятий-гигантов начал
перекрываться ростом затрат на транспортировку сырья и готовой продукции. Проще говоря, промышленность
работала на старом ресурсе. Но сегодня для динамичного роста экономики этого недостаточно.
Особенность нашей экономики заключается в том, что в регионе сосредоточено ориентированное на экспорт
производство, которое зависит от мировой конъюнктуры. К сожалению, в последнее время на рынках сбыта
наших предприятий идет снижение спроса. Думаю, следует привести несколько цифр. В 1998 году на экспорт
отправлялась продукция местных предприятий на сумму 2,6 млрд. долларов, что составляло 44,6% валового
регионального продукта, в 2000 году этот показатель достиг 3,23 млрд. долларов (86,6% в ВРП). В этом году мы
ожидаем 3,36 млрд. экспорта, или 57,9% в ВРП. Как негативный фактор я бы отметила то, что более половины
экспорта приходится на Китай и Японию, причем этот экспорт носит в основном сырьевой характер.
— Тогда вы забыли назвать еще один фактор. Существует мнение, что реформирование МПС и
электроэнергетики обернется серьезными потрясениями для региональной экономики.
— Я, напротив, считаю реформирование этих отраслей в целом позитивным процессом. Реформы необходимы,
чтобы сделать прозрачными издержки естественных монополий. Монополисты уже не смогут включить в них
средства на содержание непрофильных бизнесов. В идеале потребители должны снизить свои затраты. А для
нашей экономики характерна очень высокая материалоемкость. В среднем это 40 коп. на рубль затрат (имейте в
виду, что заработная плата занимает еще 20 коп., плюс налоги). Сегодня компании начинают задумываться,
сколько они тратят, к примеру, на приобретение тепла, и постепенно создают собственные мощности. Ясно, что в
результате реформирования будут работать только эффективные объекты.
Избежать реформ нельзя. Но и государство от этого процесса в стороне не останется. Местные власти, в
частности, по-прежнему будут участвовать в ценообразовании. Нам поступало также предложение сделать из
РЭКа структуру, которая как раз занималась бы реформируемыми отраслями, но пока это только предложение,
нужны нормативные документы.
— Каким образом в таких условиях выстраиваются отношения бизнес-структур и властей?
— Процесс согласования интересов идет постоянно. И вот почему. В последние годы отчетливо проявляется
тенденция снижения налоговой базы, оттока финансовых ресурсов из регионов. И Иркутская область здесь не
исключение. Общеизвестно, что корпорации активно используют трансфертное ценообразование для
перераспределения налоговой базы. Оффшоры никто не запрещал. Эта практика приводит к снижению ВРП
региона на 15% и поступлений в консолидированный бюджет, по расчетам Минфина, в сумме около 3,5 млрд.
рублей, что составляет пятую часть от существующего уровня доходов. Причем снижение налогов происходит в
рамках закона.
ФПГ уже понимают, что необходимо включиться в процесс преобразования территории, но часто не решаются это
сделать. Конечно, у нас есть административные рычаги воздействия на корпорации. Такие, например, как
лицензирование. Договариваемся: заключаются соглашения о сотрудничестве, гарантирующие определенные
инвестиционные вливания в регион.
Но, решив одну проблему, мы сталкиваемся с другой. Отечественное налоговое законодательство очень
динамичное. Оно ежегодно меняется, как правило, не в пользу региона. И у нас возникают выпадающие налоги.
— В будущем году федеральный бюджет увеличивает свои расходные обязательства. Считаете ли вы это
обстоятельство позитивным для региона?
— Существующая методика расчета дотаций не дает возможности местным властям чувствовать себя спокойно и
уверенно. Она не стимулирует дальнейшего развития. Дотации рассчитываются на основании данных
Госкомстата (по размеру ВРП, учитывая месторасположение объектов, номенклатуру выпускаемой
продукции). Возьмем пример из дорожного строительства. В 2004 году мы планировали строительство дорог на
800 млн. рублей, подготовили все соответствующие документы и обоснования. Обращаемся к методике и видим,
что главными параметрами расчета бюджетных средств на дорожное строительство являются численность
населения и площадь. Чем у нас больше территория и меньше народа на ней проживает, тем меньше, исходя из
методики, у нас возникает потребность в развитии дорожной сети. В Иркутской области как раз большая
территория и численность населения низкая. Формальный подход к расчету дотаций не позволит нам получить
необходимые средства.
В бюджете 2004 года соотношение налоговых отчислений в федеральный и территориальный бюджеты остается
не в пользу региона. Одновременно растет доля отчислений на муниципальный уровень. Жесткая вилка не
позволяет области делать так называемые накопления. Меня это беспокоит все больше и больше: оценивая
соотношение статей, характеризующих уровень потребления и накопления, получается, что на долю потребления
приходится 95%, а накопления — 5%.
— Что вы называете накоплениями?
— 5% — это те деньги, которые бюджет тратит непосредственно на экономику. Это инвестиции в будущее развитие,
в создание новых рабочих мест. То, что мы вкладываем в стимулирование развития бизнеса. В этом году это
проекты в сельском хозяйстве, связанные с интеграцией сельхозпроизводителей и переработчиков; в малом
бизнесе это все так называемые социально значимые проекты, исследовательские, наукоемкие проекты. Сейчас
компания «Алюком-Тайшет», занимающаяся строительством алюминиевого производства в Тайшете, пытается
подтвердить социально-экономическую значимость и получить инвестиционный кредит.
Сколько бы мы ни рассуждали, что станем жить лучше, это будущее надо закладывать сегодня. Если мы не
будем развивать проекты, которые сегодня, может быть, и не являются коммерческими, завтра нам нечего будет
запускать в производство. Без развития нового производства ожидать темпов роста экономики невозможно.
— Иркутская область традиционно является регионом с большой инвестиционной емкостью. Две недели
назад агентством «Standard&Poor’s» на один пункт, до стабильного, был увеличен долгосрочный
кредитный рейтинг Приангарья. Ожидаете ли вы в связи с этим активизации инвестиционного процесса?
— С ростом кредитного рейтинга надеемся, что будет повышен интерес к областным долговым обязательствам со
стороны иностранных инвесторов. Надеемся, что сможем размещать ОДО на более выгодных для себя условиях.
Пока сложно сказать, какие бы механизмы, кроме ОДО, запустились. Надеюсь, что наши компании также будут
иметь возможность привлекать более дешевые займы. Доверие к нам растет, и мы надеемся, что в предприятия
начнут инвестировать.
Среди факторов, повлиявших на решение S&P повысить области кредитный рейтинг, стал, несомненно, рост
производства. Эксперты также отмечают диверсификацию нашей экономики. В нынешнем году на долю
перерабатывающих отраслей приходится 54% ВРП. За пять лет соотношение перерабатывающих и сырьевых
отраслей в регионе изменилась в пользу первых на 11%. Тут мы немножко сырьевую структуру потеснили. В
2004 году мы прогнозируем дальнейшее пусть незначительное, но увеличение доли перерабатывающих и
конечных отраслей.
А в целом по итогам первого полугодия рост инвестиций в основной капитал предприятий вырос по сравнению с
прошлым годом на 10,5% и составил 6,4 млрд. рублей. Но при этом более половины — это собственные средства
предприятий. На долю бюджетов пришлось около 1,1 млрд. рублей. Иностранные инвестиции остались на уровне
прошлого года — 25 млн. долларов. Следует отметить, что крупнейшим инвестором стала Монголия — около 7
млн. долларов. Традиционно большая часть финансовых вливаний пришлась на промышленность.
— В какой сфере особенно необходимы инвестиции?
— В Иркутской области есть крупные и дорогие проекты, такие как золоторудное месторождение Сухой Лог,
реализация которых возможна лишь при наличии стратегических инвесторов и зависит не только и не столько от
региональных властей, сколько от федеральных. Но для нас важно и другое. Мы безусловно заинтересованы в
развитии малого и среднего бизнеса, решающего важные социальные проблемы, обеспечивая прежде всего
занятость населения. Именно малые предприятия создают устойчивость экономики, стабильность жизни. В
развитых странах доля малого бизнеса в валовом продукте составляет более 50%, он обеспечивает 70% рабочих
мест. У нас же — 10-12% и 8-9% соответственно.
Но малому бизнесу не хватает, скажу словами экономического советника президента Андрея Илларионова, по-
современному образованных и порядочных людей. Проблема в том, что у нас не подрастают люди, которые
способны управлять. А управление — это не только наука и искусство, не только природный талант. Должен
существовать экономический образ мышления: каждый свой шаг мы должны оценивать с точки зрения выгод и
потерь. До тех пор пока он не появится, не появятся интересные для кредитования проекты в сфере малого
бизнеса. Мобилизовать творчество масс не удается. Возможно, толчком к развитию такого творчества послужит
реформа ЖКХ.
— Ирина Ивановна, по какому, на ваш взгляд, сценарию будет развиваться экономика Иркутской области
в будущем году?
— Считаю, что 2004 год будет сложным. Тем не менее мы прогнозируем увеличение ВРП на 3%, рост
промышленного производства на уровне 2%. В будущем году будут сформированы новые факторы роста
экономического и социального. Правительством планируется снижение темпов инфляции с 12-14% в нынешнем
до 8-10% в 2004 году. При этом, по нашим подсчетам, реальные денежные доходы населения области вырастут
на 4,5%, такими же темпами будет расти и заработная плата.